Элиезер Дацевич

ВРАГ

Мы пойдем теперь в Иншое Царство,

Переигрывать Царя да Собаку....

Речь пойдет о Враге как таковом. О метафизическом, изначальном Враге. Вовсе не о дьяволе, как могут подумать некоторые профаны и любители жареных сенсаций. О, нет! - пресловутый диавол есть просто одна из многочисленных ипостасей Врага, его сугубо религиозный образ. И не более того. Не скрою, этот образ крайне талантливо написан отцами церкви и народным воображением. Страшный персонаж был пойман ими, сфотографирован во всех ракурсах и отпущен дальше гулять по свету на потребу праздной газетной публике - все-таки копии смертного приговора черту у святых отцов на руках не было. Говорят даже, будто сам Бог ждет, когда диавол покается. В этом якобы и состоит смысл истории. Кто знает?

Но мы будем с вами рассуждать не совсем об этом, а может быть, даже, и не об этом совсем. Наша теория - более мещанская и более мелкобуржуазная. Поэтому она шире и одновременно мельче. И начну я с более простых вещей.

Когда среди лета выпадает снег, в августе дорожают помидоры, в один из вторников падает до начального уровня уверенно росший последние две недели биржевой индекс какого-нибудь там Шишкинда-Кукушкинда, злые цыганские дети вскрывают продуктовый ларек, единственную статью семейного дохода, жена уходит к директору фирмы, а между большим и указательным пальцем на левой ноге вскакивает большой волосатый прыщ, который постоянно чешется, несмотря на поползновения лечиться - обладатель всего этого счастья обычно говорит, что у него началась "полоса невезения". Эта точка зрения постсоветского обывателя апеллирует к своего рода индуистским архетипам. Мол, жизнь человека заранее раписана от звонка до свистка, и вся-то она в черно-белую полосочку. А человек, как гондола по каналам венецианским, скользит по этому зеброобразному полотну и знай себе отплевывается от постылой реальности.

Вспоминается старый анекдот: как выглядит зебра? Черная полоса - белая полоса - черная полоса - белая полоса - черная полоса - белая полоса - ж...а.

Как ни печально, масса обывателей всерьез мечтает о том, чтобы у них в жизни было только "хорошее". То есть чтобы индекс Шишкинда стоял и не падал, деньги были, карьера шла и, в конечном счете, чтобы можно было вообще ни хрена не делать, а самые лучшие и ценные жизненные ощущения приходили сами собой и "гратис". В идеале же с этой точки зрения человек должен после рождения сразу переноситься в рай. Или просто рождаться в раю. Или не рождаться вообще, ибо процесс рождения доставляет ему некоторые неудобства. То есть идеал "любителей только хорошего" - вечная жизнь в виде некоторой светлой наслаждающейся сущности, пребываюшей где-то в лоне небес. Недалекий читатель может сразу назвать ее Богом, но это не так. Если посмотреть на нее более пристально, станет ясно, что это какой-то скотоподобный бог, бог-идиот, радостный олигофрен, корова или цветок, основная цель которого - получать вечное наслаждение. Лично мне такой бог-скотина противен. Чтобы не срываться в банальные телерадиопошлости, не буду развивать напрашивающихся мыслей о Христе, который ведь умер на кресте явно не для того, чтобы получить наслаждение. Хотя, конечно, обывательские мозги немедленно сочинят миф о какой-то сугубо земной и материальной цели, которую преследовал Иисус. Я уже читал про садомазохизм основателя христианства и его желание как можно сильнее выпендриться. Чего только не произведут мозги либерально настроенного обывателя!

Но, так или иначе, обыватель уверен, что злое - это плохо, а доброе - это хорошо. Даже, скорее, наоборот, плохое "для тебя" - это зло, хорошее - это добро. На самом деле тут-то и кроется воистину дьявольская ловушка. Перед нами просто два образа откровенного сатанизма. Только в самом простом случае земля рассматривается, как юдоль печали, где на человека обрушиваются всякие ужасы. Поэтому жить не стоит. В случае же "всеобщей победы добра" в обывательском смысле всякая жизнь вообще прекращается. Все ложатся под райские деревья, чтобы слушать бездвижные песенки птицы Каган, о которой столько писал Фома Достоевский. В обоих вариантах итог один - физическая и духовная смерть.

Совершенно потрясающая теория из этой же серии была придумана современным либерализмом. Нам рисуют такую великолепную картину: в правильном обществе все преследуют свои корыстные цели, а в результате каждый для этого что-то делает для других. У банкира болит зуб, он обращается к дантисту посреди ночи, и тот, хотя ему это совсем не в радость, спасает бедолагу, потому что знает - ночью он возьмет тройной гонорар. Сам дантист мечтает о новом автомобиле. Автомобильный дилер, у которого в голове вертится мысль о покупке недвижимости, впаривает дантисту лимузин с пятипроцентным наваром. Менеджер риэлторской конторы мечтает посетить роскошный бордель и изо всех сил набивает цену. Бандерша копит на приличный подарок любимому племяннику и .... Так далее и тому подобное.

Казалось бы, все участники капиталистической экономики в этой интерпретации преследуют свои личные корыстные цели, оказывая необходимую помощь другим. Вполне, казалось бы, христианская идея взаимного служения всех членов общества. Но это только на первый взгляд.

Хитрость тут в том, что образ Врага приобретает в таком обществе прямо-таки классические черты. Врагом оказывается тот, кто нарушает желание данного члена общества "хотеть". Кто препятствует личности воплотить свои идиотские мечты в жизнь.

Но в этом случае вражеский дух полностью растворяется в либеральном мире и присутствует всюду. Человек, как часть скотоподобного божества-олигофрена, естественно, стремится к только к наслаждению. Так учит левый либерализм. Результат - все вокруг рассматривается в качестве вынужденного и неизбежного зла, которое следует терпеть. Что поделаешь! Я хочу белый мерседес, значит, мне придется удовлетворять потребности всяких гнусных скотов, у которых болят зубы.

Таким образом, сегодняшний Враг - все, что противостоит моему "хочу", неважно, насколько оно приличное и высокоморальное. Враг норовит разорить биржевого маклера и заставить монаха в келье напиваться вином по вечерам. В сущности, в случае с монахом одно "хочу" меняется на другое - "хочу спастись" (условно говоря) на "хочу хорошо выпить" (здесь нужно сделать примечание: говоря "хочу спастись", монах уже делает ошибку. На самом деле, спастись он "должен" и даже "обязан", и горе ему, если это не удастся, ибо в таком случае его вся жизнь окажется выброшена на свалку. Как раз по натуре своей человек именно что "не хочет" спасаться, но его обязанность преодолеть эту натуру).

У Врага два орудия, две ипостаси - просто уничтожение пути к цели и незаметная подмена цели. Самое ярко выраженное и часто встречающееся состояние - именно первое. Маньяк насилует и убивает вашу любимую собачку. Девушка бросает партнеру безжалостное "нет". Теряется кошелек с зарплатой за месяц. Понятно, что всюду действует враг, персонифицированная фигура Врага рыщет по путям людским и гадит человеку, как может.

Во втором случае все еще хуже - начинается с благих намерений, а кончается смертоубийством. Или благая цель заменяется на тщеславное самолюбование.

Итак, вот две ипостаси Врага - назовем их Трикстером и Сатаной. Не исключено, что есть иные, и мы постараемся их поймать или признать, что они в природе не встречаются.

Врагу в образе Трикстера просто нравится сбивать человека с пути и оставлять в грустных размышлениях. Дальнейшая судьба пострадавшего, чаще всего, не интересует Трикстера. Он, подрыгивая козлиными ножками, убегает портить жизнь другим, забывая о своей недавней жертве. Тем временем пострадавший приходит в себя и начинает оживать, восстанавливая порушенное.

Трикстер, по всей видимости, играет роль своего рода "санитара леса". Он выполняет массу чрезвычайно полезных функций, делая жизнь более веселой и непредсказуемой. Никто не может быть уверен в своем будущем, никто не может ничего себе гарантировать. И в данном случае этот Малый Враг играет роль вполне беспристрастной судьбы, которая настолько сильна, что может расправиться с каждым, как бы велик он ни был.

Трикстер и Сатана, по всей видимости, вовсе не обязательно связаны между собой. Они могут действовать совместно, а могут и жить сами по себе. Чаще всего они и находятся в этом последнем состоянии. Время от времени оба героя объединяются, чтобы натворить всяких страшных дел.

Тем не менее, я думаю, потрясающий интерес современного человечества именно к трикстерской тематике, его желание жить без проблем и не знать горя - очевидное следствие то ли заговора Сатаны и Трикстера, то ли какого-то сбоя в функционировании самого бытия.

Ибо, переведя "стрелки" на борьбу с Трикстером, человечество лишилось понимания некоторых простейших вещей - тех самых богов азбучных истин, "богов линованной бумаги", о которых писал когда-то Киплинг. Самым страшным для современного человека оказывается срыв его собственных планов, противостояние его желаниям и "хотениям". Никто не задумывается о том, что само по себе желание может быть "неправильным".

Я думаю, в один прекрасный день Сатана договорился с Трикстером о том, что тот будет изображать Сатану. А тем временем, он, пресловутый "владыка мира сего", будет спокойно проворачивать свои мерзкие дела. Особенно они хорошо идут в том мире, где нет ничего, кроме мечты о "добром и хорошем существовании на вершине личного успеха".

Я не собираюсь давать здесь рецептов борьбы с Сатаной. Я просто думаю, что нам (каждому из нас) надо его, наконец, уличить.

А для этого достаточно просто задуматься, ради чего мы идем к своей цели? И о том, не поставил ли нам ее именно тот, кого мы так не любим и боимся?

И тогда, возможно, окажется, что Трикстер это и есть последняя фигура, которая стоит на нашем гибельном пути, пытаясь спасти нас от полновластия Сатаны...

И, даже, скорее всего, это именно так и есть. Последним "охранителем" человечества ныне оказывается жалкий козлоногий демон, который вызывает падения курсов акций и автомобильные катастрофы...

Выводы из этой нехитрой мысли я предлагаю сделать самим читателям...

Москва, сентябрь 2000 - декабрь 2000 г.