Удодское обозрение (моралистическое) май-июнь 2000 г.
По сравнению с прошлым месяцем дела слегка улучшились, вроде бы даже есть, что обозревать. Правда, все какие-то мелочи. Чушь. Но мы таки займемся словоблудием. Как учил великий литовский историк Левас Карсавинас, во всех историях надобно отыскивать "мораль". И мы ее отыщем. Даже если ее там нет. *** История с Великим Перелетным Гусем. В принципе, никакого внимания она бы вовсе и не заслуживала, но вызвала огромный резонанс и шум. Хотя с самого начала было известно: посадят, потом выпустят и извинятся. Другое было бы странно. Если бы Гуся не освободили под подписку в течение недели, я бы сильно обеспокоился количеством поголовья медведей в лесу. Начался бы их массовый падеж. А так – и общество зоофилов довольно, и страна все там же, в сакральном месте... Ничего не происходит и вряд ли что- нибудь произойдет. На волю Гуся выпуская, Путин лишний раз показал, что перед нами все тот же застойный ельцинизм, игры кошек и мышек.... Все идет по плану. Стабильность! Вот что главное в нашей жизни. Все остальное требуха. Да здравствуют покой и воля! Такова оптимистическая мораль... *** Судьба Басаева. Сия катавасия напоминает нам о том, как преломляется образ чеченского "борца за свободу" в сознании бестолковых народов постсоветского периода. Отметим, что разыгрывается очередной стандартный сюжет из мексиканского сериала, как уже было с Дудаевым и Радуевым. А именно: сначала героя убивают, потом он, по волшебству оказавшись жив и здоров ("дон Педро Мэйсон опять нашелся!"), продолжает "борьбу". Дудаев, как известно, выжил, сидит на какой-то особо тайной вилле в Турции и всем руководит. Радуева сначала убили, потом он воскрес из мертвых самым чудесным образом, вставил в голову какие-то титановые пластины, но опять попался русским - на этот раз в плен. Итак, Дудаев совершил один цикл и "ушел в страну скрытых имамов", Радуев совершает второй: сейчас его расстреляют, и он опять воскреснет, начнется третий цикл (или все же не начнется?). Что касается Басаева, то его кукловод - человек с чувством своеобразного юмора. Он, похоже, на досуге любит почитать "Похождения Швейка", ибо басаевский сюжет последнего времени явно взят из швейковской истории про солдата, заболевшего костоедой. У Басаева "якобы гангрена", которая продолжается уже этак месяца три (!), и наш кукловод устраивает нигилистический перформанс для тонких ценителей - что-то помаленьку у этого борца отрезает своими ножницами (вероятно, для определения того, что на этот раз надо отрезать, крутят рулетку). Наш прогноз: сначала ногу, потом руку, потом какие-нибудь особо интересующие население части тела, потом голову. Потом тело Басаева начнет путешествовать по миру само по себе, к нему все прирастет обратно (или будут сделаны специальные протезы) и мы опять увидим воскресшего героя, который скроется за границу, как Дубровский. Подобный сюжет с расчленением и воскресением описан у Мирчи Элиаде в "Мефистофеле и андрогине". Умеют же люди "режима" работать с подсознанием! Маладци масковскии динамавци! Ну, а реальный "товарищ гвардии полковник", сыгравший пару раз "Басаева", давно гуляет по мосту Мирабо, сидит в кафе Латинского квартала, пьет давно обещанный шартрез и вовсю потешается над уморительно-розовой от невинности российской прессой, которую ему на золотом подносе приносят специально приставленные люди. И все это лишний раз доказывает, что мы живем в юдоли телегрез, превратившись в героев бесконечного сериала типа "Рабыни из аула". Такова печальная мораль. *** Столкновение 30 машин в районе Солнечногорска. Насколько я знаю, Ленинградское шоссе в этом районе, как и почти везде, далеко не автобан, и с закрытыми глазами, как где-нибудь под Мюнхеном, там никто не ездит. Посему возможны два варианта объяснения сего события - философский и моралистический. Философский прост: во всем виноваты Жыды, а привлечь их к ответственности невозможно, ибо Жыды по природе своей "неуловимы". Потому что – Жыды. Таким образом, философия нам не поможет. Нам поможет Мораль. Она говорит одно: русский народ опух и офонарел уже окончательно и бесповоротно. З0 машин, которые врезались друг в друга, то есть, попросту говоря, не держали дистанцию, свидетельствуют: а) о росте благосостояния российского населения, которому не жалко бить собственные гробики на колесах, эти подарки национального производителя; б) о полной его, населения, интеллектуальной деградации; в) о склонности к сексуальной позиции "кто-нибудь сзади" (например, медведь). Все эти вещи находятся в прямой зависимости друг от друга: чем богаче "дорогой россиянин", тем он глупее и скотоподобнее. И наоборот. Дистанция менее 6-10 метров на дороге, как известно, вообще не рекомендуется. Но наш народ в своем непрерывном стремлении куда-то за пределы "слишком человеческого" так и норовит сесть на хвост ближнему своему. Хотя - куда спешить? Я неоднократно попадал в ситуацию - едешь себе спокойно (80 км/ч) по АБСОЛЮТНО ПУСТОЙ дороге-четырехрядке типа Минского шоссе, сзади тебя догоняет джип (да что там джип! Даже какие-то жалкие "москвичи" иногда этим грешат). И не дай Бог, если ты не уступишь ему полосу, даже находясь в крайнем правом ряду. Джип будет сигналить, моргать фарами, наскакивать, драться решеткой, трещать и пукать на весь мир... Покуда ты не уйдешь влево. Такова современная русская психология: думать только о себе и чихать на всех остальных, позабыв об элементарной осторожности. Хотя, казалось бы, "история" учит, что элементарное уважение к другим выгоднее для тебя же. Солнечногорская история - просто иллюстрация того, как русский индивидуализм приводит к коллективному скотоложеству и потере денег. Я всегда говорил, что русские - самая индивидуалистическая нация в мире, и все "коммунизмы", "коллективизмы", "общинные уклады" и "тоталитаризмы" возникают здесь просто как противовес нашему врожденному персоналистическому раздолбайству. Эта автокатастрофа великолепно показывает, что бывает в результате длительного злоупотребления сей чертой русского характера. Едешь, спешишь, думаешь только о себе и о своем, и давишь на хвост впереди ползущему. И вдруг - хлоп, сильный удар - и все уже барахтаются в едином "соборном теле", сливаясь с народно-механической материнской реальностью, утопая в глинистой почве и собственной крови. Таков образ русской революции. Мораль-то, значицца, проста: будь осторожен, думай о других хоть маленько, а то вляпаешься в такую "соборность" и в такое "единое народное тело", что мало не покажется. О чем весомо и грубо говорит нам "солнечногорская трагедия". *** Доктор кукольных наук Витаутас Ландсбергис предъявил претензии России. Мол, Россия должна заплатить порядка 300 млн долларов за ущерб, который советские войска нанесли Литве в 1940-1990 гг. Закон единогласно поддержан сеймом. При всей наглости, ход дедушки Ландсберга почти гениален. Во-первых, 14 июня 1992 г. литовский народ имел глупость почти поголовно проголосовать за возмещение такового ущерба на специальном референдуме. Во-вторых, литовский бюджет, как всегда, пуст, и деньги хотелось бы слупить с кого угодно, хоть бы и с пьяных чертей из омута. В-третьих, ясно, что Россия деньги не заплатит никогда, но теперь можно вставать в позу страдальца и говорить: потому-то мы и живем плохо, что русские не выполняют волю литовского народа. Воля сия вскорости обрастет формальностями, по которым России придется платить, хотя бы и морально. Это жемайтийская элита делать умеет отлично, и зря российские власти ее умение недооценивают. В официальной Москве, похоже, до сих пор считают Литву местом, где хорошо ловится рыба, где есть сговорчивые виленские девочки, Тракайский замок, банька, цепеллины и whisky-подобный алитусский самогон. Реальная Литва же - образец режима хитрющей финансово-бюрократической олигархиии, великолепно владеющей правилами аппаратных, юридических, партийных и прочих игр, в которые играют люди. Лапотную компанию брежневских лакеев-недоучек, заядлых рыболовов и потребителей "пива", которая представляет ныне Россию на международных саммитах, эта олигархия обыграет легко и со свистом. В чем мы должны отдавать себе отчет. 29 мая дедушка Ландсбергис даже выступил с краткой речью о пользе российской компенсации .... для самой России. В своей неподражаемой архиепископской манере он сказал нечто вроде: "Сегодня Россия стоит на распутье - быть ей империей зла или нормальной страной. Мы должны помочь ей понять, чего же она на самом деле хочет. Мы должны помочь ей встать на рельсы нормальности". Для этого Россия должна всего-навсего заплатить 300 зеленых лимонов несчастной, оголодавшей в годы "оккупации", Жемайтии. А то будет плохо, сказал дедушка - будет стагнация в российско-литовских отношениях! Поди ж ты... Казалось бы, "гы-гы". Но все не так просто. Литва - ключ к Калининградской области, которую терять нельзя, как бы некоторые философы ни доказывали пользы от ее возврата Германии. И все может обернуться реальными расходами России на военный транзит, ее граждан - на желдорбилеты и т.п. С другой стороны, а не помочь ли России несчастной Литве - в смысле, спасти ее от ошибок? Не показать ли ей, что ее элита заблуждается, ставя вопрос так плоско: империя или нормальная страна? Как? Бог весть... Нужно некое нестандартное решение, но может ли оно созреть в мозгах либеральных всечеловеков? Тем более, что надо одновременно и виллу в Швейцарии достраивать. И о врачах думать. От Женевского-то озера, как было известно еще Фоме Достоевскому, зубы болят. Свойство такое... Где уж там думать про бывшие советские республики.... Вот зубки – это да! Своя рубаха ближе к телу. Иными словами, и тут можно увидеть архетип "Солнечногорска". Литовцы, однако, народ неглупый, и свое положение оценивают достаточно здраво. К примеру, певец всяких извращений и ужасов, писатель Юозас Эрлицкас написал в газете "Летувос ритас": "Я подметил, что, выйдя в лес, литовец чувствует себя лучше, чем в городе. Это потому, что в лесу на каждом шагу – сук, и на каждом можно повеситься. Опьяняющее чувство безграничных возможностей!" И добавить к этому нечего... *** Сочинение Якова Кротова в "Литературке" за 24 мая. Попалось мне случайно – теперь "ЛГ" и в Вильне продают, поскольку она, газета, известна своей прочеченской позицией. Вообще, "ЛГ" стало опять интересно читать. Это такой отстойник идей розовой постперестроечной интеллигенции, что, если отвлечься от "реальности", и смотреть только в тексты, опять начинаешь чувствовать себя глупым студентиком- гуманитарием образца 1989 г., который верил в "прогресс" и "европейские ценности". Правда, в "ЛГ" есть неплохая рубрика "Развал", где рецензии пишет один из лучших авторов "РУ" – Мария Галина. Поэтому после победы мы "Литературку" закрывать не будем, пусть себе живет. Господин Кротов, величайший религиозный мыслитель и философ тысячелетия, написал про нехороших интеллектуалов, которые подписали письмо с осуждением Запада. Особенно его бесит то, что среди подписантов оказался великий перестроечный режиссер Алексей Герман. Далее Кротов "разоблачает" Германа, который снимает фильм по "Трудно быть богом" Стругацких. Из статьи выяснилось, что пионерский дедушка Борис Аркадьевич Стругацкий некогда сказал гениальную (говорю без всякой иронии!) фразу о том, что истинная свобода слова – это когда любой человек может найти источник информации, отражающий именно его, этого человека, точку зрения. Господин Кротов Яков набрасывается на эту вполне разумную мысль, объявляя ее чуть ли не проявлением "совка" и "тоталитаризма". Подразумевается, что свобода слова – это когда звучат только ангельские голоса Якова-Кротова, ересиарха Сергея Лезова, Иудушки Ковалева, Хеленки Боннэр и их компании, а все остальное подвергается государственной обструкции, как "тоталитарный совок". К братьям Стругацким ("некоторые из которых уже умерли", как в 1994 г. написал в своем письме один читатель "НГ") я всегда относился двойственно. Их книги были интересны с точки зрения сюжета и, опять же, "морали", но язык братцев всегда казался мне суконным. Ну чего стоит фраза вроде "у коновязи столпились стреноженные кони серого патруля", или что-то в этом роде. Несчастный the tongue заплетается в подобных речениях, и, похоже, именно поэтому сочинения Стругацких никогда не читали по советскому радио. Да и повесть "Град обреченный", этот гимн перестроечному идиотизму, не вызывала у меня особого сочувствия. Скорее, простую злобу подмосковного огородника. И вот один из братцев получил черную метку от Якова Кротова, что говорит о простой и приятной вещи – оба братца, оказывается, "наши люди". Это радует. Либеральная интеллигенция настолько выродилась, что всех, кто даже в малой степени с ней не согласен с ее пустынно-шакальими идеями, объявляет "фи" и "совком". Конец ее близок. Здравствуйте, дорогой Борис Аркадьевич, мы рады приветствовать Вас в царстве нормальности и разума! Вы выбрали свободу, и мы счастливы.... Что касается Алексея Германа, склонного к созданию дегенеративного искусства (а как еще назвать фильм, где главному герою засовывают в задницу деревянный дрын, а Коба валяется в куче вшей и говна?), то мы еще подумаем, принимать его или нет. Но "фи" от Кротова – это серьезно. Это почти что знак качества. Наша милость обратит на этих людей (включая и гома всея Руси Игоря Моисеева) самое пристальное внимание. Может, и дипломы какие вручим. Что касается Кротова, то он как-то в одной из передач "Свободы" сказал, что сатанизм – "это когда алкоголик на кухне в одиночку пьянствует". Нет, г-н Кротов, сатанизм – это когда режут младенцев, колдуют над фигурками врагов, пишут про пользу унии и проповедуют либеральную экономику. А то, о чем вы говорите – это так, жалкое русское развлечение. Вашими усилиями у многих осталось только оно... Да и то сказать – небось, у вас-то денег куры не клюют. А у нас на водку не хватает... *** Поп-бедняк, или Протестантизм по-православному. Если уж говорить о "совке" и тех местах, где он сохранился, то надо посмотреть на самих борцов с этим несчастным "совком". Рассказываю очередную историю. Еду я как-то вечером из Каунаса в Вильнюс и слушаю Би-Би-Си (русская редакция). И по радио передают интервью с неким московским священником Григорием (а может, и Георгием) Эдельштейном. Пип-выкрест - фигура сама по себе, за редкими исключениями, смешная, но в данном случае перед нами и вовсе великий протестант-реформатор, русский Савонарола. Интервью звучало примерно так (передаю суть): Корр.: - Отец Григорий, скажите, изменилось ли хоть что-нибудь в жизни церкви и московской патриархии за последние 10 лет? Г.Э.: - Ничего не изменилось. Как все иерархи ездили на волгах и мерседесах, так и ездят. Как отдыхали в правительственных санаториях в Крыму и на Кавказе, так и отдыхают. Корр.: - Ну нельзя же так материалистически подходить! Вот ведь сделано то-то и то-то (примеры), что раньше было невозможно. Г.Э.: - Это ерунда. Пока они ездят на мерседесах и отдыхают в санаториях, это все можно не принимать во внимание. Корр.: - Но ведь за десять лет открыли столько церквей! Разве это плохо? Г.Э.: - Это просто ужасно! Это бездуховность и издевательство над верой! Ведь это ничего не значит, покуда наши иерархи ездят на мерседесах и отдыхают в санаториях! И терпеть это дальше невозможно... На этом интервью кончилось. Редакция "РУ" очень просит патриарха Алексия дать о. Эдельштейну путевку в санаторий и, по возможности, подарить мерседес, хоть самый какой-нибудь гнусный. А то ведь случится ненужная гадость. Произойдет "реформация". Отец Григорий прибьет свои тезисы вроде: "Патриархов на "Запорожец"! И настанет окончательный конец всему. Вообще же, ополчаться на реальную жизнь, как таковую, можно только от двух бед: нищеты и идиотизма. Первое – излечимо. Если проблема г-на Эдельштейна токмо в сием, то - господа буржуи, ну помогите же вы ему, в конце концов! Несомненно, о. Григорий выражает не только свои настроения, но и мнение части "паствы". И этих людей особенно жалко. До чего надо было довести народ-богоносец, чтобы жалкая путевка в санаторий, где скука и венерология, и жалкий "автоматический мобиль", с которым, поверьте мне, проблем много больше, чем удовольствия, превратились бы в символы "богачества"! И опять в мареве свечного дыма маячит перед нами "Солнечногорская катастрофа"..... *** Головокружение от успехов. В "Ужасе и моральном терроре" №29, который делает великий человек Миша Вербицкий, появилась заметка "ФЭП правит Россией". Смысл в том, что, мол, демонарху Мочило на стол подают новости и аналитические разработки от ФЭПа. Марина Литвинович из ФЭП, которая все это дело обеспечивает, возгордилась невероятно: мол, "мы влияем на принятие решений" и т.д. и т.п. Вербицкий описал все это в неуверенно-ироничном духе, типа, "оно, друзья, гы-гы, конечно, но, может, так оно и есть..." На самом деле тут надо громко хохотать и кататься по полу. Ибо история СССР после 1953 г. и вся (!) история РФ после 1991 г. показывает, что на основе "аналитической информации" не принималось практически ни одно решение. Эти бумажки кладут на стол вождям, вожди их просматривают... Возможно, в голове вождей что-то даже и откладывается, поэтому аналитические разработки хороши для саморекламы и карьерного роста. Если в каждой "бумажке" будет упоминаться Литвинович, то в конце концов может произойти что-нибудь вроде очередной блажи всенародного руководителя, который погонит в шею главу ОРТ и скажет: "А не назначить ли нам директором – кого? Ну, скажем, эээ, Марину, знаете ли, хм, нашу Литвинович? Она вроде чего-то даже пишет там, я каждый день читаю... Все равно ведь никто больше ничего не пишет". И в этом смысле, да, успех несомненен. Что касается источника решений, принимаемых вождями краснорожих, то он может быть самым неожиданным – дрожание левой икры, неудержимый понос любимой канарейки, оплеуха жены, перевод МВФ и масса других странных событий. "Аналитика" стоит на самом последнем месте и принимается во внимание только тогда, когда все прочие факторы уже не состоялись. Я сам занимался "аналитической работой" и могу сказать одно: все это блажь, говна самовар, бред ученых карасей. Начальство заказывает исследования только для того, чтобы они стояли на полке и радовали гостей своими корешками и заголовками. Несчастный коллектив "аналитиков" месяцами шелестит в своих кабинетах, обрабатывает источники, добывает данные и напрягает народ по всему миру, делает выводы, подает отчет на блюдечке с каемочкой, а начальство читает первые строки и принимает решение, никакого отношения к разрабатываемой теме и нашим рекомендациям не имеющее. Типа, в отчете написано "купите японскую собачку", а начальство решает сдать в аренду по бартеру индийского слона. И дело вовсе не в качестве отчетов, как думает сейчас, наверное, милая наивная детка Марина Литвинович. А в том, что приказание сверху перечеркивает любую "аналитику". Большой начальник звонит маленькому и говорит: поступайте так-то и так-то. И этот приказ исполняется. Он пришел с каких-то невероятных запредельных верхов или "низов" (может, из самого ада, из канцелярии сатаны), которым нет дела до "блядства и аналитики". "Пусть Жыды "думают". Умный человек не "думает"!" – вот лозунг начальства. Таким образом, у решений руководства есть три источника – собственная мыслящая елда, левая нога и телефон-вертушка, проведенный прямо из Вашингтона. Какой-то несчастный ФЭП с его "аналитикой" им и в страшном сне не снился. Всякие ФЭПы существуют для охмурения населения, за что и получают деньги. Этого умения у них не отнимешь – ведь заставили же за Борика голосовать, а потом и за Мочило. Молодцы! Не зря едят русское сало! Но лезть наверх, к священному мозгофаллосу постсоветской олигархии – наглость в высшей степени. И Марину Литвинович будут учить не зарываться. Сначала мягко, вот как я здесь. Я думаю, она быстро поймет, что можно только от забора до обеда, она женщина умная.... Не надо, господа проповеднички, преувеличивать свои возможности. Такова скромная народная мораль.