Шихаб-ад-дин Сухраварди

ЯЗЫК МУРАВЬЁВ

Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!
Хвала Творцу всего, Бытие Которого, как признает, исповедуя Его, вся тварь, 
одно достойно называться «целокупностью целокупного»; и поклон и 
приветствие душам святых, особенно же — пророку Мухаммаду (мир ему!) и 
всему роду его!
....
Седьмой раздел

Удод, который славится остротой своего зрения, однажды, путешествуя, 
остановился на ночь в гнезде сов — а совы не видят днём (и об этом у арабов есть 
известное предание). Ту ночь удод провёл в их жилище, и они расспрашивали его 
обо всём. На рассвете удод собрал свои пожитки и хотел отправиться в путь. Совы 
(увидев это) сказали: «О несчастный! Это что за новшество ты придумал? Разве 
днём кто-то путешествует?» Удод ответил: «Это удивительные речи! Ведь все 
передвижения происходят днём». Совы сказали: «Не сошёл ли ты с ума? Разве 
может кто-то увидеть что-либо, в кромешном мраке дня, когда восходит 
омрачающее всё солнце?» Удод сказал: «Ведь всё наоборот. Всякий свет в этом мире 
заимствован от солнечного света, и всякое сияние — лишь отражение его сияния. И 
потому называют его «источником солнца», что оно — первоисточник света». Совы 
же, настаивая на своём, спрашивали: «Почему же тогда днём никто ничего не 
видит?» удод сказал: «Вы судите обо всех лишь по себе; кроме вас все видят днём — 
и вот я вижу в мире свидетельства; покрывала, скрывавшие этот мир, удалены, и 
путём откровения, без примеси сомнения, я постигаю блистающие поверхности».

Совы, услышав такие речи, стали вопить от возмущения и, собравшись вместе, 
говорили друг другу: «Эта птица — еретик, ибо утверждает, что она видит днём, 
тогда как принято считать, что днём ничего не видно». И тотчас они стали клевать и 
царапать удода, стараясь попасть в глаза, и поносить его, обзывая «видящим днём» 
— ибо дневная слепота считается у них достоинством. И они сказали удоду: «Если 
ты не откажешься от своего убеждения, тебе грозит смерть». Удод подумал: «Если я 
не притворюсь слепым, они убьют меня — ведь каждая из них старается клюнуть 
мне в глаз, — так что я разом и ослепну, и умру». И он вспомнил совет: «Говори с 
людьми в меру ума их». Тогда он закрыл глаза и сказал: «Вот, я тоже стал слепым, 
как и вы». И, видя, что дело приняло такой оборот, совы перестали клевать и мучить 
его. Удод понял, что среди сов разглашение тайны Господствия считается 
кощунством и разглашение тайны Судьбы — прегрешением, и что раскрытие тайны 
для них — явное богохульство. Пока не пришло время отправиться в путь, 
превозмогая себя, он притворялся слепым и говорил (про себя):

Много раз я говорил себе, что открою
Все тайны, что утаила Судьба.
Но страх перед мечом невежд
Гвоздём забил мои уста. 

И, тяжко вздыхая, повторял он: «Внутри меня есть обильное знание, но, если 
расточу его, погублю себя» и «Если бы покрывало было снято, не прибавилось бы 
(во мне) уверенности», и стихи (Корана): «Не поклоняются Богу, который выводит 
скрытое в небесах и в земле»  и «Хранилища всех вещей у Нас и Мы ниспосылаем 
их только в определённой мере», и затем просил защиты у Соломона.