Сталинский миф и постсоветская история
(тезисы к докладу)
1. О Сталине, наконец, в России начали писать объективно. Делаются попытки не оценивать степень его влияния на конкретную историческую реальность, не подвергать критике его действия и решения, а осознать весь комплекс сделанного Сталиным в целом. Его пробуют оценить, как историческую фигуру, близкую по значению Чингисхану, Наполеону, Александру Македонскому. Иными словами, сейчас мы оцениваем Сталина уже как человека другой цивилизации. Почти ни о ком в российской истории мы в такой форме не говорим. Разве что о Петре I, который, очевидно, тоже был действительно человеком "как бы" из другой цивилизации. Тем не менее Петр сегодня совершенно неактуален. Он слишком далек от нас и его дело слишком обыденно. Иными словами, мы можем сказать, что фигура Сталина постепенно становится для нас антуражем иной цивилизационной структуры. Мы сейчас находимся то ли уже в другой цивилизации, то ли на границе между двумя совершенно разными культурными мирами. Главное, мы уже способны воспринимать Сталина без гнева и пристрастия. И это очень важно.
2. Если вспомнить недавнюю историю, то с самого начала "перестроечных" дискуссий Сталин стал фигурой, вокруг которой началась главная борьба. Был ли он верным продолжателем дела Ленина или сторонником поголовного уничтожения старых большевиков-преступников? Истина лежала где-то посередине. В целом победила точка зрения тех, кто огульно и скопом записывал всех советских вождей в число верных ленинцев. В этом сошлись и "коммунисты", и "демократы". И лишь жалкое меньшинство, состоящее из "арбатских ленинцев" и "русских патриотов" отделяло сталинский период от всего прочего в советской истории. Мы же думаем, что в политическом проекте Сталина проявилась вся суть советского мира, мы увидели зачатки какой-то новой цивилизации, которая оказалась слишком бесчеловечной и запредельной, и поэтому вскоре рухнула. Победил, как обычно, "вечный человек". Но мы точно так же убеждены в том, что сталинизм, гитлеризм и т.п. были лишь первыми звонками тоталитарных режимов будущего. Сталин пришел слишком рано, когда у его глобального политического проекта еще не было индустриально-технической базы. Сталинизм, можно сказать, погиб из-за слабого развития коммуникаций. Будущие тотальные режимы будут практически непобедимы.
3. Таким образом, сталинский стиль следует подробно изучать и анализировать, чтобы понять, каково наше будущее. За фасадом сталинского проекта скрывалась своеобразная философская трагедия, состоявшая в смелой попытке поднять человека выше "человеческого". Она была обречена на неудачу, как и все начинания такого рода. Но именно такие попытки, в конечном счете, остаются в истории. Это следует помнить всем, кто мечтает о построении политических конструкций, направленных на "удовлетворение потребностей среднего человека". Такие исторические периоды не попадают в анналы. Немудрено, что единственным персонажем российской истории, которого знает любой американский школьник, оказывается Сталин.
4. При этом обычные исторические методы при анализе личности Сталина не проходят. В любом случае, на них отражаются текущие политические пристрастия или просто психопатология автора. На наш взгляд, нужно оценивать Сталина как глобальный исторический знак. То есть отвлекаться от разного рода исследований конкретных последствий, разного рода кровавых расправ и т.п. Мы должны задать себе вопрос: что же все это означает? И ответы в традиционном виде нас не устраивают.
5. Действительно, когда говорят, что Сталин виноват в том-то и том-то, упускают из виду общий характер истории и пытаются снять с себя вину. История – всегда дело личного восприятия. Нужно понять простую вещь: Сталин существовал потому, что я, лично я хочу, чтобы он существовал, каждый из нас этого почему-то хочет. Следует пойти дальше и спросить себя - но почему я этого хочу? Что есть такого в моем сознании, что я не могу обойтись без Сталина, без сталинского знака на странице из исторических иероглифов? Здесь и кроется выход из того положения, в котором оказалась наша историческая мысль. Первыми признаками ее выздоровления я считаю недавние статьи Б.С.Илизарова о Сталине в "Новой и новейшей истории". Но это только начало. Мы должны продолжить тенденцию, поддержать ее. Не "реабилитировать" и не "осуждать", а понимать сталинский проект как неотъемлемую часть нашего сознания, вне зависимости от политических взглядов. Мы ушли из тех времен, тем важнее пристально рассмотреть эти вывороченные кишки исторического подсознания.
6. В основе всякого исторического произведения, как правило, лежит притча на основе некоторого мифа. Сталин, как никто, понимал эту особенность исторических текстов и сам активно творил свой миф. Но, судя по всему, он не всегда осознавал смысл, глобальное содержание этого мифа. Сталинский миф оказался выше Сталина. Тут я мог бы приводить много примеров, самый очевидный из которых - переписка с Черчиллем, в которой Сталин постоянно пользуется чисто литературным приемом, противопоставляя потери тысяч русскх солдат на фронте неумелым оправданиям Черчилля относительно количества и стоимости британских бомб, упавших на Германию. Черчилль думает о текущих задачах, Сталин - о том, какими глазами на все это взглянет будущий историк. Несомненно, симпатии обычного читателя - на стороне кремлевского вождя.
7. В Сталине поражает именно то, что его историческая роль неразрывно связана с презрением к человеку и "человеческому". Он соверешенно запределен и непостижим, он напоминает какую-то чужеродную, инопланетную сущность. Вероятно, в этом и состоит его историческое значение. Именно такой урок он нам преподносит. И этот урок состоит в том, что управлять человечеством по человеческим законам невозможно – оно обязательно забредет в тупик.
8.
Но попытка однозначно определить, какому мифу принадлежит Сталин, однозначных результатов не дает. Сталин оказывается идеальным участником и фигурой любого исторического сюжета. Он великолепно встраивается в любой исторический рассказ - где-то как Абсолютное Зло, где-то как Воплощение Рациональности или Орудие Истории. На мой взгляд, это выражает лишь одно: Сталин является знаком более высокого порядка, чем любая человеческая фигура. Если считать, что бывает история и метаистория, то советский вождь, несомненно, один из крупнейших деятелей метаистории. По всей видимости, его роль для России может быть понята так: Сталин был здесь для того, чтобы мы не забывали простой вещи - история и реальность не исчерпываются "видимостью", "бытом", не ограничены "человеческим". А история России и мира - лишь отблеск, лишь малая часть какой-то огромной, надчеловеческой истории. Только приняв эту точку зрения, мы можем понять, почему основой "перестроченых" дискуссий стали, в первую очередь, нападки на Сталина. По самой простой причине: мир ограниченности и однолинейности ополчился в тот момент на цветущую сложность, на истинную реальность, на полноту бытия (на "великое "да" бытия", как сказал бы Дугин). Сталинский миф, фигура Сталина были одним из немногих каналов, через который мы наблюдали метаисторию, хоть бы и в искаженном виде. Советское мещанство потребовало его закрыть. Они вроде бы победили. Но их победа не окончательна и не бесповоротна. Не будучи ни коммунистами, ни сторонниками сталинских проектов, все, кто сегодня противостоит дегенеративным либеральным упрощениям, должны понять: Сталин вместе с нами в этой борьбе. Это один из важнейших знаков бытия, который нам следует отвоевать у гнилостной субстанции либерализма. Этот канал следует открыть.Э.В-Д.,
28.03.2001