Элиезер Воронель-Дацевич Русский пейзаж. 90-е гг. Часть вторая 3. История десятилетия: регистрация утрат и обнадеживающий диагноз. В целом, однако, 90-е гг., если судить по пресловутому большому счету, все же потеряны в интеллектуальном смысле. Результат самый печальный – мы все еще стоим на уровне 1990-91 гг. Более того, все, что произошло за десятилетие, весьма гнусно, и не вызывает никакого здравого желания продолжать далее этот субъективный анализ. И все же я его продолжу, хотя бы для того, чтобы разобраться в собственых ощущениях. Мне придется, да простит меня читатель, дать самую краткую характеристику каждому году ельцинского десятилетия. 1991 г. В общем, полная неопределенность. Бессмысленные толпы "левых" (если кто помнит, так тогда называли демократов а ля Собчак) на улицах. Бронетранспортеры, "совместное патрулирование", Вильнюс и Рига, дурацкий бутафорский путч и совсем не дурацкий роспуск СССР, прошедший как-то тихо, незаметно и под шумок. Правда, 91-й можно назвать триумфом Галковского. Неожиданно всюду и везде ("Новый мир", "Москва" и т.п.) появились отрывки из "Бесконечного тупика", который на самом деле был чем-то совершенно новым, великолепной самохарактеристикой русского интеллекта, переосмыслением "исторического опыта". Однако "БТ" был написан в конце 80-х и уже не может быть отнесен к литературе 90-х. Он оказал огромное влияние на наш круг (а я пишу только и исключительно о своем понимании пейзажа – не ищите тут объективности и "правды"!), и все же он в большей степени фиксирует интеллектуальную ситуацию 70-80-х гг. Хотя, по-моему, после "БТ" заниматься сочинением беллетристики бессмысленно. Никакие Пелевины и Сорокины ничего нового уже не скажут. "Бесконечный тупик" представляет собой роскошный памятник на могиле так называемоей русской литературы. Она давно умерла, а то странное зомбированное существо, которое бродит по картофельным полям Руси и собирает антибукеры, следует как можно быстрее поймать и похоронить, забив ему осиновый кол в сердце. Вообще же интеллектуальном же смысле больше почти совершенно нечего вспомнить. Хрень какая-то, в целом. Ну, разве что статьи Дугина в "Континенте Россия" как светлое пятно. "Русская идея" Парамонова на "Свободе" как разновидность вполне приемлемого интеллектуального эрзаца. Неожиданно вылезшее "Слово к народу", сочиненное группой испуганных граждан... Сейчас, когда я читаю это "произведение", оно кажется мне совершенно нормальным и содержащим вполне здравые мысли. Однако в момент своего появления "Слово" вызвало в нашем кругу глухое неприятие. Потом я долго пытался понять, почему. Даже в 1998 г. написал на эту тему целое "исследование" (оно называлось "Русский пасьянс"), и мой вывод сводился к тому, что власть не смогла использовать революционаристский пафос гражданского общества. Верхи были консервативны и ждали того же от "народа". Народ же к этому моменту был чистым "люкримаксом" (А.Эткинд), конструкцией заблудшего бюрократического сознания, великой пустотой – он впоследствиии так и не сказал НИ СЛОВА ни по одному из вопросов. Вспоминается известная подпись Ю.Олеши под карикатурой 1917 г. – "Россия гибнет? Ну и черт с ней... Нету никакой России, ее буржуи выдумали". Такой и была позиция народа-шишконосца. Поскольку же буржуазное "гражданское общество" (в лице кооператоров, подпольных цеховиков, первых легальных капиталистов и иже с ними) никакой идеологии не имело, а "совбюрократия" вообще утратила мозги, в сентябре-декабре 1991 г. происходил переход власти к части наиболее прозападной бюрократии и к представителям СМИ. Говоря терминами какого-нибудь 17 века, победили наглые помещики и бессовестные проповедники. Все остальные силы были в тот момент только чистыми потенциями. Итак, 1991 г. заканчивался распадом советской империи – потому как союз "помещиков" и "проповедников" не мог не иметь националистического характера – точнее, речь шла о прикрытии маневра. Происходила западнизация под националистическими лозунгами. Везде, кроме России – тут вообще побеждала какая-то "белая логика", прямо по Джеку Лондону (если кто помнит его "John Barleycorn"). Тем не менее, 1991-й, как и вся "перестройка", был каким-то особым, спресованным, насыщенным временем, которое имело свой яркий, неповторимый вкус. Казалось, что так будет и дальше. Мы привыкли к однообразию качественного продукта и забыли, что ассортимент вкусов времени иногда меняется, и очень круто. 1992 г. Пришли новые "понятия". Тем не менее поначалу, несмотря на все финансовые обломы и катастрофы (я, например, весь 1992 г. сидел, можно сказать, на бобах, получая едва 25-30 баксов в месяц, и не мог нигде найти нормально оплачиваемой работы) казалось, что в интеллектуальном смысле побеждает мнение "мещанского общества" городов – пошлое, тупое, но вполне привычное. "Бюргерство" как-то ожило. Сейчас принято вспоминать гайдаризм недобрым словом, и лично мне в самом деле нечего там хвалить, но я помню, как стремительно "обогащалось" это самое "бюргерство". "Народ", "нация страдальцев", "нищие" покупали автомобили, телевизоры, видеомагнитофоны и в ус не дули. Пресловутая оппозиция никак не могла понять, почему все ее массовые аттракционы, вроде "народного съезда за восстановление СССР" в марте 1992 г., проходят так вяло и не влекут никаких последствий. Дело было в том, что "бюргерство" в целом удовлетворилось либерализацией цен. Оно реализовало свои денежные запасы, обратило их в "недвижимость" и "продукты", совершило первые обороты капитала. Сложилась "мелкобуржуазная среда", которая достаточно динамично развивалась. Видимо, в какой-то момент эта среда стала представлять реальную угрозу для барско- проповеднической олигархии, и та стала искать пути разобраться с "будущими врагами". В предыдущем абзаце много кавычек – но это я специально. Приём такой. Не примите за окончательного идиота... Именно в таком вот слабовооруженном противостоянии бюргерства и "псевдорежима" прошел 1992 г. Остюда все эти песенки блатных королей, все их мелкие крестьянские радости (к примеру, книги на вокзальных лотках - "Попка по имени Оля" или "Космическая проститутка"). Власть тем временем пыталась выработать свой стиль, но он у нее долго не получался. Стиль же бюргерства определился сразу: пропадай моя телега.... Разухабистая песня, стакан дешевой картофельной водки, бабы, гармонь и лосось. Реализация мечты советских спекулянтов. Немудрено, что никакого особо интеллектуального товара на российском рынке того периода не было. Пожалуй, единственным светлым моментом было появление "Элементов" и "Милого ангела", но тогда это был настолько "элитарный продукт", что можно его исключить из рассмотрения (с изданиями этими я впервые всерьез столкнулся на московской книжной ярмарке осенью 1992 г.; их почему- то продавали баркашовцы в черной форме). Вообще, явным плюсом "реформ" можно назвать потрясающий расцвет книгоиздательства в стране. Конечно, это было лишь побочным следствием эволюции "общества деревенского спектакля", но - полезным следствием. 1992 г. в смысле количества и качества книжной продукции в сравнении с каким-нибудь 1990-м казался просто раем. Правда, нам не всегда хватало денег даже на традиционный утренний кофе с бутербродом, не то что на книги. Тем не менее была переиздана масса ценной литературы, делались переводы (хотя в смысле оперативности переводов наша страна весьма отстала; скажем, принципиально важная "The Gnostic Religion" Ганса Йонаса вышла у нас чуть не через шесть лет после появления на Западе, а в Польше ее перевели практически сразу). В целом о 1992 г., кроме абзаца из неприличных слов, и сказать-то нечего. Даже толстые журналы ничего особо привлекательного не опубликовали (единственное, что запомнилось – повесть "Желтые короли" про американских таксистов, автора запамятовал, да книжки Лимонова, впрочем, написанные задолго до "года реформ"). А.Янов в книге "После Ельцина" назвал этот год "марсианским". Умри, лучше не скажешь.... 1993 г. Вдруг слабо повеяло какими-то "интеллектуальными ветрами" (вопрос только в том, кто их пустил). Для меня же 1993 г. начался с публикации трех статей Галковского – "Разбитый компас указывает путь", "Андерграунд" и "Стучкины дети". Дмитрий Евгеньевич последовательно наехал на советских философов, советский образованный класс и советских юристов. Все три слоя получили свою порцию фазаньей дроби, по-моему, вполне заслуженно. Особенно понравился "Андерграунд", конечно. Тогда мне это казалось программным. Я сам некогда прошел через ситуацию "непонимания окружающими", описанную Галковским, и мне все эти вопросы были очень близки. На периферии мышления важным моментом было появление "Конспирологии" и "Гиперборейской теории" Дугина, но тогда эти события не воспринимались, как значительные – казалось, что это все так, просто от "безрыбья", хоть и интересно. Развлекал прохановский "День", который пытался собрать вокруг себя некую соляночную оппозицию – из коммунистов, монархистов, левых демократов, "фашистов", социалистов и даже, кажется, сладкой парочки Роя Медведева с Новодворской. Иными словами, сумасшедший Проханов все-таки интуитивно чувствовал, что победило нечто совершенно чуждое и "нереальное", чему надо противостоять всем кагалом. Тогда (точнее, еще раньше, в 1992-м) появился лозунг "долой оккупационный режим", но он, пожалуй, был слишком "загнутым", поэтому общество сочло его коммунистическим враньем. "Оккупация" – слишком сильное определение, вполне в стиле шестидесятников, которые считали брежневизм "страшными годами России", "зверской диктатурой", при этом путешествуя по Парижам и попивая коньячок. Надо было говорить что-то вроде "долой режим прозападной марионеточной олигархии", это больше походило на правду и было бы понято. Но прохановцам хотелось чего-то эдакого, в стиле "над седой равниной моря..." В результате они проиграли войну за мозги недовольного населения, дискредитировав собственные пропагандистские усилия. Впрочем, достаточно прочитать тогдашние прогнозы "Дня" на 1992-93 гг., чтобы понять, насколько эмоции превосходили у этих людей здравый рассудок. Вообще же, в 1993 г. часто радовала "Независимая газета", которая постоянно смещалась "как бы вправо", к идеям национального бюргерства. И при этом сама жизнь "общества" была на редкость противна. Вспомним хоть бы идиотский весенний референдум "да-да- нет-да" (подобные референдумы в 40-е гг. проходили на территории стран Восточной Европы в поддержку "советской оккупации" – мне эта аналогия представлялась знаком позора). С другой стороны, постоянно мешала жить парламентская фронда. Верховный Совет выпендривался, как мог – и никаких рациональных моментов в его деятельности не было. Все сказки про "великое восстановление" были чистой рекламой, как впоследствии и оказалось. Тем не менее, за парламентской фрондой стояли определенные силы. Точнее сказать, неопределенные силы. В основном, часть советской бюрократии, которая проиграла от реформ. И некоторый процент "советского среднего класса", те самые инженеры из почтовых ящиков, сделавшие "перестройку" и теперь кающиеся, ибо на рынке презервативов и пирожков с мясом места им не нашлось. Массовой реакции в поддержку фронды со стороны общества не было – и не было именно потому, что фронда была выступлением "бывших помещиков". Страшно далеких от "народа", прежде всего потому, что они верили в существование самого этого "народа", который поет и пляшет, строит плотины и рожает детей. Этаких трудолюбивых бобров, объединенных православной этикой... Идеологом помещичьей фронды, на мой взгляд, был небезызвестный Ю.Мухин (ныне редактор комической "Дуэли", один из авторов которой обещал врезать мне в ухо; я же, пользуясь случаем, обещаю подбить ему оба глаза при встрече, и мы будем квиты), написавший книжку "Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно". Этот "интеллектуальный шедевр" я прочитал поздней осенью 1992 г., и весь следующий год парламентские фрондеры действовали точно по Мухину. Конец, правда, получился совсем не мухинский, а, скажем так, ельцинский. И все потому, что Мухин закладывал в свои расчеты пресловутый "народ", который "гибнет". На самом деле главной ошибкой "патриотов" всегда было желание выдавать небольшую часть так называемого "народа" за целое. Теперь я знаю, что весьма здравые мысли на этот счет высказывались уже в 1993 г. Именно тогда Константин Крылов написал статью "Россияне и русские" (которую, по его словам, приписывали Шафаревичу; и в самом деле, методологическая модель Крылова столь же гениальна, сколь и сугубо неоплатонический образ "Русофобии"). По его мнению, существует два разных этноса, которые уничтожают друг друга. Точнее, плохие россияне (городское вестернизованное мещанство) проводят геноцид хороших русских (почвенно-провинциальной, еще даже полукрестьянской среды). По правде говоря, я вначале был зачарован таким подходом, при том, что статья мне попалась только в декабре 1999 г. Если бы она была опубликована в 1993 г., произвела бы дикий фурор (и это лишний раз подтверждает мою мысль о 90-х гг., как времени, когда у национальной философии рот был наглухо завязан – ведь работу не опубликовали, видимо, лишь из-за того, что Крылов не принадлежал к "эстаблишменту" патентованного КПСС-овского патриотизма). С другой стороны, сейчас концепция Крылова мне кажется, в общем, дезориентирующей, верной лишь отчасти, но об этом я расскажу отдельно и ниже, в следующей (заключительной, порадуем читателя) главе. Но, по крайней мере, Крылов показал, что проблема апелляций к "народу" весьма сложна – вначале следует еще разобраться, существует ли этот самый единый "народ". Так вот, фронда верила в "народ" и его "поддержку". На это и рассчитывала в своем противостоянии с обладателем "твердого рейтинга". Сам "президент", видимо, лучше знал, что к чему. 1993 г. закончился танками и обгоревшим парламентским унитазом, на который теперь опустился свинцовый зад правительства. Все это наглое мошенничество в стиле покушения на Лёника Брежнева теперь считается геройством! Но видели ли мы хоть одного раненного депутата ВС? Или хотя бы пострадавшего от омоновской дубинки "народного избранника"? Честные и смелые люди, погибшие у БД (и не имевшие парламентских "корочек"), - суть жертвы эстетствующей фронды, профессиональных провокаторов, и "герои-депутаты" за это еще ответят. Ответят своей поганой кроличьей шкуркой, которую мы впоследствии натянем на детские барабаны. Общество плюнуло на московские боярские разборки – скорей, его больше устраивала ситуация разгона парламента. В мире русской рациональности "народное представительство" не находит своего места. Этот сюжет – не для России, и наша "почва" парламентаризм отторгает. Связав себя с парламентаризмом, "патриотическая фронда" потеряла всякий авторитет в среде национал-бюргерства, которое видело в "депутатах" просто наиболее тупую и наглую группу бывшей номенклатуры. В результате бюргерство, как западоидное, так и "наше", приняло правила игры режима и стало, согласно им, трансформироваться в псевдосредний псевдокласс, частный атрибут телереальности. Довольно дебильными и примитивными художественными средствами, но вполне объективно и правильно этот процесс впоследствии был отображен в "Поколении П" В.Пелевина. Таким и был итог 1993 г. Фронда, как и та, в 17 веке, была раздавлена, а "обществу" показали, что новый режим пришел всерьез и надолго. Явился олигархический абсолютизм во всей своей красе, со всенародно избранным Президентом-Солнцем. Тогда, в октябре, я написал статью под названием "Новый большевизм", смысл которой сводился к одной нехитрой идее – надежды на "реставрацию" эфемерны, следует принять эту реальность и попробовать ее переделать для себя, изменять постепенно, но неукоснительно; никакого "страдающего народа" нет, он в целом поддержал новую власть и, по крайней мере, не имеет с ней принципиальных разногласий. Я писал, что "красно-коричневые реакционеры" делают ту же ошибку послереволюционной эмиграции: мол, пройдет три года, большевики падут, царь приедет на коне. Большевики продержались 74 года, а царь так и не приехал. Новый режим простоит не менее двух-трех поколений, и это надо учитывать в дальнейших расчетах. Итак, отличие 1991-93 гг. от всех прочих лет было в том, что до 4 октября происходящее вокруг казалось каким-то бредом, временностью, алкогольным делирием, случайным сбоем управляющей программы, и все (по крайней мере, большинство) ждали, что это очень скоро кончится – вот завтра вернутся гебешники и комса, наведут порядок... Пресненские орудийные залпы показали нам, что перманентная историческая белая горячка, неизлечимая политшиза и есть тот самый иной пейзаж, неожиданно возникший из игры перестроечных дураков и клоунов, после затяжной "олигофрении средней степени", характерной для СССР. Что "новая жизнь" пришла надолго, и с ней следует научиться жить. Я думаю, большая часть даже самых тупых представителей "советского среднего класса" поняла, что ничто уже не вернется, и впереди полная безнадежность, сколько бы они ни торчали перед парламентскими руинами. По счастью, "полной безнадежности" не случилось (таков уж русский сюжет), но об этом потом. 1994-95 гг. Тем не менее, итог октября 1993 г. в интеллектуальном смысле был ужасен. Пришли мрачная пустота и унылое глухое молчание, стало тоскливо до жути. Если раньше "хомо постсоветикус" жил надеждой, что "вот приедет барин" (и восстановятся все старые парадигмы, включая "борьбу с режимом"), то теперь стало ясно – чуда не будет. Будет бесконечный путь в пустынных дюнах и в неизвестном направлении. От безысходности нам оставалось лишь принять навязанные правила игры. К "счастью", усилиями агитпроповской олигархии в стране к 1994 г. все же сложился относительно нормальный рынок труда, где бОльшую роль играли способности, а не близость к какой- нибудь "тусовке". По крайней мере, я именно в том году нашел приемлемую для себя и неплохо, по тогдашним меркам "среднего класса", оплачиваемую работу журналиста, литературного редактора и переводчика с нескольких языков. При этом моя долларовая зарплата постоянно росла и к моменту неожиданной "эмиграциии" выросла аж в пять раз. И все представители моего круга устроились тогда в целом неплохо. Хотя мы прекрасно понимали, что работаем на низших лакейских должностях в империи агитпропа. Но ничего другого вокруг не было... Кроме того, начался великий парад транснационального капитала. Шествие золотых зверей. Открывались представительства иностранных фирм, магазины, склады, банки.... Естественно, речь идет о столице и паре-тройке крупных городов. Что происходит в провинции, до сей поры остается для меня неразрешимой загадкой (я, видимо, круглый дурак, ибо искренне не понимаю, как люди, получающие жалкие 700 рублей, и то нерегулярно, умудряются покупать машины, дорогущую видеоаудиотехнику и даже дома – а таких случаев я в провинции наблюдал вагон и маленькую тележку). Вот это все и занимало мозги постсоветского образованного класса. Началось строительство хитрых декораций, которые смогли бы заставить замолчать голос сознания – а оно знай себе долбило, что, мол, "всё не так, ребята!" – и, как алкоголь, заглушить все попытки думать о чем-то другом, кроме элементарного экономического выживания. Сам "режим" начал изображать "огосударствление" и даже устроил войну в Чечне, получив в ответ невообразимую вонь всех скунсов недобитой шестидесятнической интеллигенции. В культурном смысле оба года прошли в потрясающей глухоте. Я не могу вспомнить ничего существенного, кроме того, что окончательно восторжествовала тусовка агитпропа. Принадлежность к клану автоматически делала тебя культурным творцом, даже если ты творил только бесформенные кучки фекалий в подъездах правительственных учреждений. Помер Юрий Коваль, после 1953 г. - единственный писатель в полном смысле этого слова, которому из-за общего кретинизма СССР и последующего парада демонкратических шизофреников пришлось писать про речки, луга, пашни, журавлей, щенков, московскую интеллигенцию, граммофоны и вась куролесовых, воспевать какие-то невообразимые черные дыры советского бытия. Между тем, это была потерянная частица того самого "здорового национального ответа", о которой я когда-то писал. Итак, старая литературная языковая система рухнула. Что касается политики, то ярким моментом было появление лимоновской НБП в 1994 г. и газеты "Лимонка". Правда, с самого начала мне не нравилась выраженная приблатненность нацболов, да и сама идея конструирования национал-большевизма не то по образцам "крайне левых" немцев 20-х гг. вроде Никиша, не то по книжке Агурского не казалась особо здравой. И все-таки, повторяю, это было единственным ярким моментом. Все остальные партии и движения РФ были просто сборищем старых пердунов и наглых комсомольских брехунов. НБП предлагала нечто более разумное, вплоть до штурмовых отрядов и "прямого действия". Со своей лапотной колокольни я оцениваю последующую эволюцию так. Нет совершенно никаких сомнений в том, что НБП, "Арктогея" и прочие, в том числе либеральные демократические учреждения в России суть проявления каких-то мощных политических волн на Западе, их десятого порядка отражения и тени. У нас все пришло из-за рубежа, даже концепция "консервативной революции" переносится из Германии 20-х, где она была не "теорией", а интеллектуальным и литературным течением, настроением интеллигенции. Таким образом, поворот того же пришедшего в НБП Дугина (1994-95 гг.) от "новых правых" к "новым левым" связан с общим мировым вектором. В статье "Процесс" (Элементы №9) он сам, несколько сумбурно, охарактеризовал нынешнее состояние дел: на Западе "новых левых" с их хаосом, извращениями, копрофагией и пещерным постмодерновым коммунизмом вполне терпят, а они, вдобавок, являются властителями дум интеллигенции. "Новых правых" же, с их совершенно антилиберальной и архиконсервативной риторикой немедленно заклевывают и превращают в маргинальных "протофашистов". Чтобы избежать обвинений в фашизме, надо стать "новым левым". В сущности же, и здесь повторяется та самая "послеоктябрьская парадигма" – надо принять правила игры Системы, пристроиться к ней и оказывать влияние, то есть перед нами чистой воды тактический ход. Только так я могу расценить дугинское превращение в "тамплиера пролетариата", которое в тот момент (1995 г.) для нас было совершенно неожиданным... Тем более, что реальный, не мистический, пролетариат, на сегодняшний день в основном представляет собой свору вечно пьяных кретинов, которые мечтают только об одном – спереть что-нибудь и толкнуть втридорога на рынке. Просто, видимо, быть "левым" в нынешнем либеральном мире более модно и экономически выгодно. Между тем, НБП и "Арктогея" оказались опять же единственным конгломератом, который вел хоть какую-то работу с "населением": вспомним их чтения-клубы еще времен Смоленской набережной, скажем, запомнившуюся лекцию "Политический солдат". Это определило интеллектуальное лицо эпохи, хотя во многом лишь потому, что ничего другого рядом вообще не было. В конечном счете, в борьбе за интеллектуальный стиль десятилетия выиграл тот, кто все это время не опускал руки и действовал рационально. Самое важное то, что "арктогеевцы" умудрялись использовать для пропаганды своих взглядов даже совершенно бредовые явления, вроде "Империи" Фоменко-Носовского. По крайней мере, я сейчас способен терпеть эти построения только в интерпретациях М.Вербицкого, где им придан даже некий налет здорового мистицизма. Реальную же "Империю" читать совершенно невозможно, моя рука редактора так и норовит сделать ей обрезание, четвертовать её и остатки выкинуть на помойку. Дугин умудрялся публиковать статьи в "НГ" – про Раскольникова и даже рецензию на маркзахаровскую "Чайку". В этом был МЕТОД. Но общий стиль эпохи? Он был... Единственным термином, который удачно характеризовал период после октября 1993 г., был "необрежневизм". Ельцин – это Брежнев сегодня, говорили мы еще в 1992 г. Вскоре эта парадигма оправдалась. Почти по всем параметрам ельцинизм оказался дебилизированным и сведенным к минимуму, урезанным до пресловутого МРОТа, брежневизмом. Все то же – только на сей раз совсем уж на уровне бедности. Много водки, много хот-догов и еще больше глухой, непроницаемой тишины. Моя бывшая студентка в 1995 г. написала стихи: Эта жизнь не дает ничего, Ничего, кроме страха и ужаса... И в этом было намного меньше привычного фрейдизма, нежели истинного, гнусного снаружи и леденящего изнутри привкуса ельцинской России. Где на высших вершинах верхов царили "нечто" и "ерунда", где в Волге купали какого-то Костикова с еретической бородкой и где случались "черные вторники". Таковы и были тогда русские сенсации: "тильки тать по проселку просвищет, / И ни х..., ни х..., ни х...", как писал впоследствии Юдик Шерман. И это лучшая характеристика периода с 1994 по 1998 гг. 1996-98 гг. В 1996 г. я по работе получил персональный выход в интернет и вроде бы почувствовал некоторое облегчение – среда "рунета" была повеселее ельцинской псевдореальности, где мои коллеги сочиняли слоганы, писали статьи и ходили на презентации, вечно ожидая пинка со стороны "капитала" и "начальства". Хотя тогда она, среда, была в основном наполнена тупой бытовухой, сайтами вроде "Интердамы" или нонче уже вроде бы покойной "Голой жопы". Литература, которая лезла в "рунет", была скучна и претенциозна, но даже она оказывалась лучше "бумажной". Это обнадеживало. Для меня "сеть" служила источником оперативной информации, особенно радовало наличие огромного количества западных источников по самой разной тематике. "Жизнь" же становилась все скучнее и мрачнее. Благодарные граждане Рэфэ выбрали Ельцина еще на один срок – как и следовало ожидать. На инаугурации "народу" показали ужасающего монстра, с которого, прямо по Проханову, облезала сгнившая слизистая оболочка. Стало ясно, что "это" пришло, видимо, навсегда... Затем со мной случились события, из-за которых я выпал из актуальной рооссийской жизни. Летом 1996-го попал в автокатастрофу, месяц провалялся в больнице, резко поменял работу, а осенью того же года плюнул на все и уехал в Варшаву заниматься всяким "бизьнисом". В РФ с тех пор бывал редкими наездами. Поэтому, возможно, теперь я буду уж совсем необъективен. Впрочем, большое видится на рассстоянии, и чем оно, это самое большое, дальше – тем виднее. И тем не менее, весь 1996-97 гг. я ничего не видел в России, заслуживающего внимания, даже сквозь телескопы интернета. Так, сплошной музей маразма (да и тот-то в сети сделал мой бывший студент Алик Рубин). Газеты были скучны. И вообще, я всерьез читал тогда только журнал "Медведь", что тоже не добавляло интеллектуального здоровья. На фоне русской "интеллектуальной жизни" провинциальное варшавское копошение клопов казалось бешеным цветным карнавалом. Я сидел в конторе и думал: а у нас все накрылось, и навсегда. В мае 1998 г. в "Завтра", в разделе "Вторжение" (да, а я забыл сказать, что НБП все же раскололась на "интеллектуалов" и "пролетариев", причем "первые" создали "Вторжение"), появилась статья о том, что молодежь восприняла геополитику, сакральную географию, конспирологию, хилиазм и т.п. Конечно, это слишком оптимистично, но в целом интеллектуально систематизирующей и "воспитательной" литературой 90-х гг. оказались только издания "Арктогеи" и близких к ней кругов. Видимо, так и войдут 90-е в интеллектуальную историю России. В 1998-м вышел эткиндовский "Хлыст", немало повлиявший, по крайней мере, на мое мировосприятие; но, если говорить объективно, то придется признать, что Александр Эткинд вообще стоит как-то вне времени. Он издает книжку за книжкой, как будто ничего не произошло – ни 91-го, ни 93-го не было, не было смены пейзажа. Может быть, это и есть самая правильная позиция. Кто знает... Поздней весной 1998 г. я с семьей приехал в Москву месяца на полтора. Столица произвела тягостное впечатление. Над этими слоняющимися толпами с их мрачными физиономиями зла и повседневности висел призрак какого-то неотвратимого краха. Декорации покосились и начали заваливаться, как пизанская башня. Петя Брайль, когда мы с ним сидели в кафе у метро "Спортивная" и пили гнусную чеченскую водку, спросил – как мне Москва, что я думаю по этому поводу. Я ответил фразой из Козьмы Пруткова: что-то готовится, кто-то идет... И я оказался прав. Правда, я так и не понял, что такое дефолт, в чем его ужас, и не видел как все это происходило. Но следующий приезд в Россию показал: это было хорошо, черт побери. От правящего агитпропа с грохотом отвалились целые куски, на которых и стояло царствующее "нечто". Оно, "нечто", стало медленно сползать в болото, погружаться в исконно русскую среду. Россия в некие времена переварила "коммунизм" и теперь почти целиком заглотила "леволиберальное счастье". Непонятным успехом среди "простых рабочих" пользовался премьер Примаков. Не знаю, в чем его величие, но, видимо, он стал каким-то символом спасения ПСПК, лишившегося своих привычных западоидных цацек, забавок и играшек в виде "прогрессивных систем менеджмента", "пиар-маркетинга" и т.п. Эти люди вдруг со всего размаха рухнули в реальность и увидели, как рушатся туда же их балаганные шатры. Я думаю, они пережили экзистенциальный шок, как я в 1992-ом. Огромная масса прислужников агитпропа и интернационал-буржуазии оказалась без "службы" и провалилась в национал-бюргерское подполье. Там она осмотрелась и испустила по этому поводу злой "культурный импульс". И вдруг – я почти сразу это заметил – жить стало лучше, жить стало веселее. Русский интернет стал интересен. Оказалось, что интеллектуальная жизнь и творческая среда ушли в сеть. И даже бумажная пресса как-то потеплела, стала улыбчивой и простой, без налета либерального высокомерия. Сразу отвалились почти все пиявки необрежневизма. Появилась какая-никакая литература и даже "шедевры". Появилась масса "е-газет", "серверы политических новостей" и т.п. Все это, конечно, весьма напоминало известную картину "Всюду жизнь", но уже было кое-чем... 1999 г. Короче говоря, в воздухе появились некоторые свежие струи. Хотя мне поначалу казалось, что это просто мое персональное ощущение. "Рунет" явно веселел. В январе 1999 г. явился журнал ":ЛЕНИН:", который поначалу показался мне просто подростковым панк-приколом, но уже со второго-третьего номера стало ясно, что это интересное явление, претендующее на незанятое в российской бумажной реальности место "журнала левых интеллектуалов, склонных к здоровой иронии" (типа какого-нибудь "Social Text"). На бумаге же к началу 1999 г. издавались газеты и "магазины" разной степени либеральной отвратной розовости, а также скучнейшая желчная якобы "патриотическая" пресса, в которой писали всяческую дикую чушь о всяческой дикой чуши. Для меня архетипом "правильной" газеты была и остается варшавская крайне-крайне левая "Nie" ("Нет"; интернет-вариант сильно проигрывает бумажному), которая органично сочетает в себе, так скажем, чтобы было понятно русскому продвинутому читателю, черты (в порядке уменьшения роли) "Священного Ахредуптуса", "Московского комсомольца", "Лимонки" и "АиФ". Вот, если все это в правильной пропорции смешать, то получится "Не". То есть оперативность, фактичность, понятный народу полуматерный язык, простой пролетарский юмор с пропагандистскими разъяснениями и, однако, при этом некий налет интеллектуальной иронии как относительно реальности, так и относительно всего своего безнадежного дела. Делает газету еврей-коммунист Ежи Урбан, бывший пресс-секретарь генерала Ярузельского, интереснейший и умнейший человек, с которого отчасти списан образ Воронель- Дацевича. На сегодняшний день ":ЛЕНИН:" ближе всего к этому архетипу, хотя, конечно, чего-то ему не хватает. Скорее всего, просто выхода в "бумажном виде" – тогда кровь издания потекла бы быстрее, и он стремительно достиг бы нужных высот. Я сам столкнулся с "реальностью", делая "РУ". Поначалу предполагалось учинить некий глумливый еженедельник (правда, в отличие от Польши, скорее архиправоконсервативного направления – у нас это более актуально), но участвовавшая публика сразу сорвалась в мрачный диссидентский трагизм, поэтому сейчас "РУ" стал таким, как есть – то есть некоей разновидностью самиздатского журнала конца 70-х, где все перемешано и свалено в кучу. Ну и хрен с ним, пусть будет так. Конец стиля, понимаете ли. Кроме того, в интернете образовалась масса интересных мест, по которым я брожу с большим удовольствием. Ибо такая Россия, которая сейчас имеется в сети, меня устраивает намного больше светлого королевства Их Величества Владимира II Мочило (который, кстати, тоже пришел к власти на волне очередной смены философского пейзажа). Но, подозреваю, по старым русским сюжетам, "иная реальность" вновь победит картины "унылых огней печальных деревень". И будет, наверное, совсем хорошо. Дошло до того, что недавно какие-то провинциалы выпустили сборник "Новые вехи. 1909-1999". Итак, мой диагноз прост – "серебряный век" ("бронзовый"?) повторяется, на сей раз в виде фарса. И это правильно, товарищи, это нас обнадеживает. В общем, хор нестройных голосов "земли русской" раздался в 1999 г., и я до сих пор слушаю эту радостную какофонию. Да, сейчас надо жить в России. *** Короче говоря, я оцениваю текущий момент как потенциальную возможность возвращения так называемого "культурного подъема". Декораций и наркомании а ля дорогой Леонид Ильич не получилось, национальное мышление столкнулось с реальностью и встало на ноги в очередной раз. Общество, битое кризисами и невыплатами, обманом, пушками Пресни, дешевой дагестанской сивухой и проповедями либеральных коверных - просыпается. Что из этого выйдет? "Бронзовый век литературы" и "фундаментальная революция"? Очередной пшик? "Контрперестройка"? Конец всему? Честно скажу – не знаю. Но я знаю, что "из глубин" поднялась определенная идеология, и я не могу поставить точку, не описав некоторых, на мой взгляд, наиболее интересных персон, молодых штурманов будущей "бури", не нарисовав карту русского моря. Об этом речь пойдет в следующей главе, таки все ж последней, честное слово... (окончание следует)