Ю. Эрденчемег. Благословенна будь, Орда! Торонто, “Оксидент”, 2002. 422 с.

Э. Магкройс. Оклеветанная война. Остин, “Ревизионист-обсервер”, 2002. 501 с.

В “РУ” стало хорошей традицией обращать особое внимание на литературу, посвященную альтернативным путям развития мировой истории. Вот и еще две книги, посвященных этому же вопросу.

Однако, я обратил на них внимание потому, что здесь патологический выверт в мозгах авторов несколько превышает допустимые нормы и даже некие негласные правила, приятные среди сочинителей “альтернативок”. В одном случае, автор, начиная рассуждать о возможных вариантах развития истории Евразии, приходит к созданию мистической конструкции, некоей новой религиозной утопии. Второй же из рассматриваемых нами авторов с самого начала не столько предлагает не реализовавшийся исторический сценарий, сколько пытается уверить своих читателей — все они стали жертвой обмана и самообмана. (В последнем случае речь идет о стремлении разрушить некую виртуальную картину истории, навязанную нам. Подобным желанием, кстати, одержимы любые историки-ревизионисты. Но их рассуждения все же опираются на некий набор фактов и традиционную методику. В данном же случае автор говорит об “исключительной силе пропагандистского и исторического гипноза, по-прежнему довлеющем над нами” и поэтому предлагает бороться с ним “при помощи контргипноза”. Да уж. Вероятно поэтому в книге Магкройса столь немного фактических данных и столько утомительных повторов).

* * *

В книге “канадского литератора” (именно так! вот “политкорректности достойные плоды”) Юмжагийна Эрденчемега “Благословенна будь, Орда!” первая часть посвящена достаточно известному положению о том, что монгольское завоевание оказало самое благотворное влияние на Русь, переживавшую смертельный кризис. Эрденчемег собрал массу фактов, но, в общем и целом, его доводы повторяют то, что высказывал и Лев Гумилев в “Древней Руси и Великой Степи”, и Э. Хара-Даван в “Монгольской Руси”.

Рассуждения о благотворности монголо-татарского завоевания могут показаться примитивными или не взывающими никаких возражений. В общем-то и мне позиция автора показалась вполне здравой в изначальных посылках вопроса. Но вот, во второй, критической части своей книги Ю. Эрденчемег мягко говоря перегибает палку.

Эрденчемег считает, что была возможность “исторического поворота к Востоку”, если бы центром “государственного притяжения, вокруг которого стало бы формироваться ядро новой Империи, стал бы Сарай, а не Москва”. Интересно, что помимо всем понятного и вполне объяснимого монгольского национализма, Ю. Эрденчемегом руководит и некое странное мистическое чувство. Ведь вся его историческая теория служит для обоснования теории принципиального превосходство кочевой жизни, над оседлой, земледельческой. Однако речь идеи не об экологическом или, скажем, эстетическом превосходстве. Нет, Эрденчемег, развивает теорию религиозной антропологии, восходящую, правда, ко все тем же избитым тезисам “слияния с природой”.

Он пишет: “Создав город, человек оказался в ловушке. Империя Чингис-хана была стихийным восстанием против городской культуры. Чингис и его преемники использовали города, но не стремились в них жить. Потом эта стремление было подзабыто, но произойди в 14 в. переход власти над Восточно-европейской равниной к татаро-монгольскому центру, можно было бы ожидать возрождения этого антиурбанистского духа”. Эрденчемег отмечает, что объединенное русско-монголо-татарское государство имело потенциальную возможность, чтобы стать гегемоном Евразии, прежде чем была бы открыта Америка и западные государства окончательно свернули на индустриальный путь развития. В итоге, по мнению нашего “канадского могола”, эпоха индустриализма вообще бы никогда не настала на Земле.

По мнению Эрденчемега в таком случае все человечество повернуло бы на новый путь развития — на путь совершенствования “Внутреннего космоса”. (Ага, вместо того, чтобы резать лягушек или изобретать паровой двигатель). В итоге же подобного самосовершенствования должен был быть открыт путь к слиянию с Единым, из которого, согласно глубокой убежденности автора книги про “благодетельную орду”, мы были “извергнуты в самом начале времен и куда стремимся подняться на астрально-космических крыльях (?) нашей души”.

Итак, воспарив среди грязных кошм и дымков от горящего кизяка, замахали бы мы нашими астрально-космическими крыльями и дружно воспарили в вечный и неподвижный рай Космического Совершенства. Слились бы с Истинным Бытием, от которого случайно откололись, сотворив человеческую цивилизацию. Благодать, да и только!

Так книга, начинавшаяся довольно многообещающе, под конец, к сожалению, оказалась обычным “нью-эйджеровским” бредом. Хорошо еще, что автор не продумал толком свою концепцию и остановился только на сетованиях по поводу торжества Москвы над осколками Золотой Орды. Собственно говоря, из его идейных конструктов следовал бы вполне “русофобский тезис” — если бы непокоренная Русь, оставшаяся за спиной монголов и помешавшая закончить им завоевания, мы бы так и продолжали жить в доиндустриальной цивилизации, стремясь к “Единому источнику Бытия”.

И теперь любой “левак” мог бы с ожесточением и воодушевлением повторять: “Опять во всем виноваты эти проклятые русские! Мало им того, что загубили Великий Коммунистический Эксперимент в Двадцатом веке. Они, оказывается, погубили и еще более Великий Степной Эксперимент в веке Двенадцатом!

* * *

Автором второй из рассматриваемых книг является американский историк-ревизионист Эдвин Магкройс. До этого он достаточно много занимался не столько альтернативной историей, сколько ее критикой, утверждая, что “Большая История движется по запрограммированному пути и мелкие завихрения, возникающие в мощном потоке исторических событий, не могут этот путь изменить”. До “Оклеветанной войны” наиболее известной монографией Магкройса была книга “Западная черная дыра”, где доказывалась историческая нежизнеспособность всех обществ, созданных индейцами Доколумбовой Америки. (Издание книги, естественно, вызвало многочисленные обвинения Магкройса в “неполиткорректности” и даже несколько судебных исков со стороны обществ “коренных американцев”).

Во вступлении к своему новому исследованию Магкройс пишет: “Считается. что именно в Двадцатом веке люди осознали, что победа словесная, победа пропагандистская может оказаться более важной, нежели победа реальная, нежели реальный успех, одержанный при помощи вооруженной силы. На самом деле — это не так. Первая война, в которой фактически проигравшая сторона, при помощи пропаганды сумела выставить себя победителем, прошла в середине 19 в. Это была великая Восточная война, продолжавшаяся почти столько же времени, сколько Вторая мировая и имевшая почти такие же судьбоносные последствия. Именно в ходе ее западные державы поняли, что сокрушить военной силой Россию не удастся и следует перейти к политике медленного удушения и разложения ее изнутри. Для России же это война была безусловно победоносной. Хотя бы потому что позволила ей просуществовать еще целых семьдесят лет”.

Надеюсь, читатели уже поняли, о чем идет речь. Да-да, именно об этом. О полной и безоговорочной “реабилитации” Крымской войны 1853 — 1856 гг., столько лет считавшейся одним из главных поражений Российской империи.

Построения Эдвина Магкройса вызвали у меня некоторый шок. Привычка рассматривать Крымскую войну как проигрыш и чуть ли не национальный позор России впечатана нам в мозги начиная со школьной скамьи. С 8-го класса, когда школьные учителя, с постными мордами коммуноидных сволочей, начинали ныть прямо на уроке: “Вековая отсталость России и бездарность царского правительства привели к неслыханной катастрофе при обороне Севастополя…”

Магкройс же представляет Крымскую войну почти как еще одну “Отечественную войну”, произошедшую в 19 в. Он пишет: “Целью Крымской войны было ни много ни мало, как ликвидация самого “Проекта Россия”. Поглупевшие от своих колониальных успехов и удач в Азии, европейские политики и Российскую империю рассматривали в ряду стран, больше похожих на Цинский Китай, нежели на европейские империи. Господствовали надежды на быструю и скоропалительную войну. (В частности, никто точно не рассчитывал сидеть годами под Севастополем). Союзники надеялись легко высадиться в южной России, вспоров ее “мягкое подбрюшье” и, соединившись со всеми бунтующими “инородцами” (от поляков до чеченцев Шамиля) развалить имперскую конструкцию. Остатки предлагалось поделить и превратить в колонии и полуколонии”. (Интересно только узнать — на каких именно документах основывает Магкройс свою позицию?)

Однако, героическое сопротивление русской армии и “гениальность русских полководцев, во главе с императором Николаем I” привели европейские армии к Крымской катастрофе. Даже больше, чем успехи русского оружия, поражает Магкройса полнейшая бездарность английского и французского командования, которые не сумели нигде открыть “второй фронт”: “Неудачей закончилась даже операция на Камчатке, где крепость Петропавловск охраняла едва ли не инвалидная команда. Союзный флот с позором отступил, и в результате пришлось придумывать оправдание — что будто бы планировалась только “демонстрация силы”.

“Блестящей и окончательной победе” русской армии в Крымской войне, по словам Магкройса, помешала только внезапная смерть императора Николая. Однако, и достаточно быстрый выход из войны, проведенный императором Александром II, по словам американского историка, вполне впечатляющ по результатам: “Россия утратила только устье Дуная и, в общем-то, мало нужный ей клочок Бессарабии. Разоружение на Черноморских берегах в значительной степени компенсировались успехами и мощью русского оружия, продемонстрированной в ходе Крымской войны. Россия могла деньги, сэкономленные на содержании армии и флота на юге, направить на благотворные для ее развития реформы. И при этом спокойно завершить войну на Кавказе, где горцы до этого видели в европейцах своих союзников. Однако теперь союзники покорно молчали и не мешали русской армии победоносно закончить войну, которая была гораздо важнее для внутренних судеб России. И турки не рискнули бы больше никогда напасть даже на совсем оголенные берега Новороссии и Крыма. Слишком был велик урок Синопа и Севастополя”.

Как заявляет в итоговой главе своей книги Магкройс “война русскими была почти выиграна на полях сражений, сведена в “ничью” — на “дипломатическом поле” и полностью проиграна — в сфере пропаганды”. Свистопляску в прессе и дальнейшее изучение “Восточной войны” как в России, так и на Западе американский автор рассматривает как доказательство очень простого тезиса — “уже в середине 19 в. была возможность не только представить любую, даже самую выигрышную кампанию откровенным проигрышем, но и за десятилетия убедить в этом общественное мнение”. Вялые действия русских войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и прекращение операций в Маньчжурии в 1905 г., в тот момент, когда японская армия уже выдохлась — это все, с точки зрения Магкройса, последствия “предательства победы”, совершенного после 1856 г.

Однако, как и в случае с Ю. Эрденчемегом, под конец выясняется, что историческое описание было необходимо автору для подкрепления философских построений. Магкройс считает, что физическая реальность в высшей степени гибка и в самом деле легко поддается воздействию со стороны сознания. Он пишет: “Мы все живем в виртуальном мире, потому что Бог оставил его. Четкость и жесткость средневекового мира была обусловлена тем, что Бог думал о нем, в подробностях осмысливал каждую его подробность. После того, как Господь оставил нас, мир оказался под воздействием желаний и настроений миллионов человеческих существ. Поэтому современная реальность колеблется, поэтому она столь текуча, поэтому в ней и возможны такие невероятные события, как 10 июня 1940 г. или 11 сентября 2001. Тот, кто сумеет сконцентрировать и направить психические желания масс в нужном направлении в этом Богооставленном мире, окажется способен на чудеса. И если сегодня ночью миллиарды поверят в то, что Земля стоит на трех китах — то завтра утром хвост одного из этих титанических животных закроет Солнце, поднимающееся над волнами Атлантики”.

После прочтения текстов, подобных книгам Магкройса, почему-то вспоминаешь не исторические монографии о Крымской войне, вроде недавно переизданной толстенной книжки П.А. Зайончковского, а классический НФ-роман Ф.К. Дика “Человек в высоком замке”. Там ведь тоже под конец выясняется, что мы живем в ложной реальности, существующей только потому, что все уверовали в одну ее версию. Что же, может быть, и так… Правда, хочется при этом спросить Магкройса — интересно, а Гражданскую войну 1861 — 1865 гг. в таком случае ведь наверное выиграли южане, а не северяне? А у северян просто пропаганда оказалась лучше поставлена?

Отар Хаммикадзе