ПРОРОКИ
Из цикла "Русские типы"
"Главное состоит в том, чтобы припугнуть людей"
Мао Цзэдун
В каждом более-менее приличном сообществе, в том числе населенном пункте или, скажем, гетто, есть свои типические роли. Например, всегда есть местный дурак, местный сумасшедший, местный клоун, местный пьяница и так далее. Но в неблагодарном деле описания этих типов мы начнем с пророка. Тем более, что тип этот духовно близок каждому русскому человеку.
Кто из нас хоть раз
в жизни не был пророком? Практически каждый хоть раз хоть что-то предсказал. Любой русский - пророк в душе, пророк трагический и мрачный. Как-то в юности, когда я был каменщиком 2-го разряда, мне пришлось участвовать в строительстве стенки-перегородки внутри одного магазина - в нем создавали отдел для "отоваривания" ветеранов войны. Немногочисленные посетители проходили мимо нас, несчастных строителей, на минуту останавливались, чесали в затылке и мрачно сообщали в окружающее пространство:- Все равно развалится!
В этом была истинная советская метафизика...
Каждому хотелось быть настоящим пророком.
Никто не угадал, ибо стенка стоит и по сей день.
Русский человек учился пророчествовать у Кассандры.
Он вообще большой пессимист. Из-за этого иногда ошибается.
Давным-давно, когда мне исполнилось 19 лет, мне впервые пришлось воспользоваться конституционным правом избирать и быть избранным. Я бросил в урну какую-то бумажку, и, понурив голову, шел по улице, а надо мной, ровно через каждые пять метров, трепыхались красные флаги с турецким ятаганом-полумесяцем
и звездочкой над ним. И вот я шел и злобно думал о том, как было бы хорошо, чтоб вокруг были триколоры и двуглавые орлы, но этого не будет никогда, а я, несчастный, проживу всю жизнь и даже поеду на кладбище под похоронный шелест идиотских выцветших кумачовых тряпок, в которых нет ни вкуса, ни смысла. И на моем свидетельстве о смерти будет красоваться псевдомасонский советский колобок, обрамленный колосьями, якобы герб, выражающий непонятную идею.Однако...
Самое смешное, что исполнение моего тогдашнего меланхолического и извращенческого желания меня совершенно не радует. Хотя, казалось бы...
Вообще, если вдуматься, тема пророчеств занимает в русской культуре слишком большое место. Пророк – фигура, в русской культуре уважаемая и почитаемая. Посему…
Заявленная нами тема номера – "Футурология" – потребовала от меня разного рода штудий насчет пророчеств и процента их сбываемости.
Почитал я тут, к примеру, такое душеполезное чтиво, как "Россия перед вторым пришествием" 1993 года издания (вышла, кстати, в начале того удивительного года). Что характерно, все предсказания, данные разнообразными русскими пророками на сроки до 1993 г., сбылись. Дальше идет полная лабуда. На 1999 г. обещана колоссальнейшая мировая война, одновременно с ней – чуть ли не восстановление монархии в России. Ну, ладно, клерикальная публика всегда была довольно дремучей, впрочем, от этого я не перестаю ее более-менее уважать.
Или вот, был (и даже до сих пор есть) такой пророк, с позволения сказать, Павел Глоба. В 1990 г. он на 1994-й предсказывал в России фашистскую диктатуру с черными полковниками и восстановление великой империи во всех границах. Потом еще что-то этакое пророчил, но, по-моему, сбылось из всего обещанного процента 2. В этом смысле я себя считаю намного более крутым, так как: а
) предсказал скорый и мгновенный распад СССР ровно за день до Беловежских соглашений; б) предсказал победу Ельцина в октябрьских событиях 1993 г.; в) предсказал долгосрочность "демократии" и ее принципиальную несвергаемость в ближайшие 2-3 десятилетия; г) в конце 1996 г. предсказал деноминацию рубля в 1998 г. и даже угадал ее коэффициент – 1:1000. При этом пророком я себя не считал и не считаю. Ну ее на хрен, такую честь...Зато один из патентованных "пророков" (коего имя из принципа не назову) в то же самое время и вовсе на 1995 г. обещал взятие русскими войсками Парижа.
Что касается комментаторов Нострадамуса, то в №5 "Литературной учебы" за 1991 г. приводятся такие бездарные комментарии, что сейчас делается стыдно за писавших их, в общем, неглупых и вполне информированных людей.
Или, скажем, переходя к более близким нам ситуациям, в книге П.Дейниченко "21 век: история не кончается" (тут мы должны вспомнить еще одного незадачливого пророка – Фукуяму), вышедшей в 2000 г., на 2001 г. предсказывались широкомасштабные эксперименты в области новых источников энергии, водород-кислородные батареи (???) в зданиях и, соответственно, падение цен на нефть до 5 баксов за баррель. Что касается глобальных прогнозов г-на Дейниченко на ближайшие 100 лет, то, прямо скажем, пока что реализуется его "самый благоприятный сценарий" в некоторой смеси со "средней линией", однако при этом Дейниченко не угадал своеобразного развития событий с "войной против терроризма" и прочей подобной ерундой.
Более-менее близкими к истине оказались немецкие футурологи Байнхауэр и Шмакке, чья книга "Мир в 2000 году", в общих чертах, действительно верно описала нынешнюю действительность, правда, несколько преувеличив значение ядерной энергии и видеотелефонов. Однако, как ни крути, почти все их прогнозы так или иначе, в том или ином виде, сбылись. Чего не скажешь о пророчествах некоего доктора экономики В.Коссова, написавшего к сей книжке послесловие. Боюсь, правда, что, если г-н Коссов еще жив, он консультирует какой-нибудь "российский" банк. При этом
он умудрился предсказать для СССР на 2000 г. 3-4 дневную рабочую неделю продолжительностью в 20-25 часов (а вот 7-дневную рабочую неделю в 70-80 часов, как сейчас у меня, слабО было напророчить, а? Нет, все ж лучше быть Кассандрой...).Удивительной сбываемостью отличились исключительно прогнозы А.Г.Дугина, данные в альманахе "Континент Россия" №2 (1990 г.), правда, может быть, потому, что носили весьма туманный характер. В любом случае, его рассуждения о "песнях капиталистических сирен" оказались намного более близкими к реальности, нежели вся остальная псевдофутурологическая туфта.
Все прочитанное повергло меня в мрачные размышления. Нет лучшего подтверждения теории исторической инверсии, чем рытье в пророчествах. Сбывается обычно самое жуткое и ужасное. Предскажите своему соседу многодневный неудержимый понос, и ваше пророчество непременно сбудется. Но напророченный кошелек с миллионом, скорее всего, так и останется призрачной призрачностью.
Посему у меня возникла продуктивная идея. В сущности, для успеха какого-либо пророчества необходимы два составляющих. Во-первых, идея должна активно пропагандироваться разными СМИ. Во-вторых, она должна быть на редкость пессимистичной. Тогда она сбудется обязательно.
Отсюда мораль. Надо активно использовать систему средств массовой информации. И еще – сделать ту идею, которую вы желаете осуществить, максимально страшной для населения.
Если мы, скажем, хотим восстановить великую Россию, обывателя надо этим пугать. Ему следует внушать, что при новом режиме его повесят за соответствующие отростки. И эту идею следует проповедовать всеми силами и средствами, по всем каналам и во всех печатных листках.
И тогда она сбудется.
В сущности, все пророчества Глобы не сбылись только потому, что общество их не боялось. Даже мировых войн и черных полковников.
А надо – чтобы боялось.
Вот и весь секрет…
(с) Вадим Нифонтов, декабрь 2001