Посткоммунизм

Элиезер Дацевич

АДАМЫЧ и ПРОЦЕСС

Иногда жизнь преподносит самые невероятные сюрпризы. Господа! Долгожданный процесс 
пошел! Коммунизм наконец-то осудили!

В Вильнюсе 12-14 июня прошел целый суд над преступлениями коммунизма. Организаторы 
его претендовали на то, что это новый нюрнбергский процесс, который "подведет черту", 
"положит конец" и решит все вопросы. Правда, настораживала продолжительность 
процесса – всего 2,5 дня. При масштабах, которые имело такое явление, как коммунизм, 
"судить" его за два дня – все равно, что вынести заранее известный приговор военно-
полевого суда. Напрашивается нехорошая ассоциация – расправа над дядей Колей 
Чаушеску. "Карпатский гений" честно порывался что-то этакое рассказать человечеству, но 
ему все время затыкали рот, в течение часа вынесли приговор и сразу прихлопнули. И то 
правда: слишком много знал дядя. Глядишь, провалил бы связи, явки и планы 
"перестройщиков".

Нечто похожее произошло здесь, в Вильне. Выступила куча каких-то никому не известных 
деятелей, в основном сконцентрировавшихся на злобном "гулаге" и преступлениях местных 
национальных режимов. Из этого сделали вывод, что коммунизм вообще ужасен, попили 
кофе по-виленски и разъехались. При этом на приговор силенок не хватило, и второй тур 
"суда" решили провести осенью.

А хотелось, в общем, чего-то другого. Например, анализа гносеологических корней  
марксистского учения. Все-таки коммунизм придумали в Германии. Вот и приехал бы 
какой-нибудь немец-дюрк-манн-геймовец, покаялся, что ли! Но что-то мы этого не 
заметили...

И с другой стороны, какой суд без свидетелей защиты? Почему не участвовали лекторы с 
Кубы и из Северной Кореи? Хотя бы и Зюганова почему не пригласили?

Как-то некругло получается, товарищи антикоммунисты... 

Вообще говоря, я себя никогда сторонником коммунизма не считал, но после подобных 
шавочных "процессов" начинаешь даже сочувствовать так называемым красным. По 
сравнению с подавляющим большинством "судей" любой пьяный чекист из карательных 
отрядов стоит на две-три ступени выше как по моральному уровню, так и  по мотивации 
своих поступков. 

Впрочем, речь не о коммунизме. Рубрика у нас совсем другая: посткоммунизм. И все 
сведется не к осуждению "судей" (да и хрен бы с ними, у каждого свой бизнес), а к 
описанию некоего психологического типа, который стал следствием коммунистического 
правления в стране. Вообще-то таких типов было несколько, и тот, о котором будем 
говорить, не самый распространенный. Но зато один из самых противных и вонючих. 
Можно сказать, коммунистическая эссенция.  

Дело в следующем. На "процессе", как обычно, материализовался преподобный юродивый 
старец, местночтимый святой Сергей Адамыч Ковалев. И, в своем репертуаре, произнес 
склеротическую речь о вредном-страшном русском народе, который "зачарованно 
приветствовал коммунизм" (правда, тут Ковалев употребил загадочное жыдомасонское 
выражение "мой народ", что вызвало самые разные толкования; активно распространялись 
слухи о еврействе Ковалева, а один корреспондент по большому секрету даже рассказал 
мне страшную историю о том, что вообще-то Адамыч потомок древних караимов и 
подпольных азербайджанцев). Теперь, по словам прп. юродивого, русский народ 
уничтожает прекрасных гордых чеченцев и нагло высказывает свое мнение в российской 
прессе, что вообще уже не лезет ни в какие ворота. Каяться русский почему-то и не думает 
до сих пор. 

Кроме того, Ковалев, как выяснилось, не отличает "коммунизм" от "великодержавного 
шовинизма" и ставит между ними жирный знак равенства. Чему человека в школе-то 
учили?  

Я сидел, слушал этот старческий бред, и стало мне даже жалко преподобного юрода. Ведь 
могли бы демдрузья и подлечить старичка. Современная медицина достигла некоторых 
высот, и позитивное мышление легко прививается после курса какого-нибудь ноотропила. 
Но хрен вам – для великого дела либеральной пропаганды нужен именно ковалевский 
органчик, который заводится по команде "Фас Россия".

Смешно в стотысячный раз разбирать бред. И талдычить о том, что "зачарованный 
коммунизмом" русский народ сопротивлялся, как мог (и где в тот момент были предки 
ковалевых? – ведь явно же в ревкомах и в ВЧК, а не в тамбовских лесах!), а то, что все же 
как-то сложилось под ударами сопротивления, могло бы еще эволюционировать в 
нормальную сторону, если опять не те же ковалевы... И о "прекрасных чеченцах"... И про 
шовинизм... Но кому это нужно? Свои и так со мной согласны, а "ковалевцев" не убедишь. 
Такая уж натура, как говорят варшавяне.

И тогда я подумал вот о чем. Ведь г-н Ковалев есть распространенный человеческий тип 
средне-позднего совка. Ведь таких ковалевых немало. В чем же тут "пункт"?
  
Конечно, в формировании гг. ковалевых прежде всего виновата советская власть. Проблема 
ведь в чем? Ковалев – биолог, "естественник". То есть как бы великий интеллектуал. Стиль 
интеллектуальной жизни  в СССР после 1953 г. (даже, можно сказать, после 1945-го) 
хорошо известен. "Интеллигенты" вообразили себя "графьями". И начали жить, как 
"графья". А власть этому потакала из-за своей простодушной лапотности. Не особенно 
понимал Коба душу интеллигента, носился с этими людьми, как с писаною торбой. И вот 
результат.

Профессор, особенно естественник или технарь, в 40-50-е гг. – это фигура. Фильмы 
послевоенные посмотрите. Ученый там чудаковат, придурковат, но его ценят за то, что в 
своей сфере он – гений. Он живет в огромных квартирах и особняках, у него автомобиль 
"ЗиС". А быт устраивают жены, домработницы, лаборантки.... Советизм освободил 
"ученых" от бытовых проблем и широкого мышления (политических организаций, кроме 
КПСС, не было). Они все целиком в "чистом интеллекте". По сути, на жизнь "населения" им 
плевать. Времени у них до хрена и больше. Про того же Ковалева я давным-давно в "АиФ" 
читал вот что: за ним к определенному времени присылали машину из академии, а он 
заставлял шофера ждать час и более – собирался, давал домочадцам ценные указания и 
несколько раз ходил в сортир.

В данном случае это не личная черта Ковалева, а одна из главных характеристик "коренной 
московской интеллигенции". Я столкнулся с этими людьми, став студентом, и меня сразу 
поразил их совершенно иной мир с вывернутыми наизнанку понятиями о жизни. 

До того я жил в социальной среде, где фраза "встретимся в 15.00" означала "жду до 15.15 и 
ухожу", на фразу "отдай трешку, которую я тебе одолжил до вторника" следовал ответ 
"отдам в крайнем случае в среду", а под признанием "знаешь, я потерял твою вещь" 
понималось "извини, я козел, постараюсь компенсировать".

У московских "интеллигентов" это все соответственно означало: а) "встретимся около 
16.30, если мне не взбредет в голову что-нибудь другое"; б) "ну ты и крохобор; не стыдно 
приставать к людям из-за таких мелочей?"; в) "я не виноват, она сама потерялась". Конечно, 
после таких ответов очень хотелось заехать собеседнику по наглой морде, но хорошо 
отработанная система "морального террора" защищала наших героев: "Лапти! Это 
неинтеллигентно! Вам великосветские манеры демонстрируют, а вы деретесь!". 

Так все и шло себе, пока не начались "реформы". Я, в общем, не сторонник "реформ", но 
одно могу сказать точно: от них была большая польза в смысле рационализации мышления. 
Как-то сотни тысяч людей резко поумнели, когда вопрос встал о том, помирать с голоду 
или все же чем-нибудь заняться. И интеллигенция лишилась значительной части своих 
"кадров". Оставшиеся долбо....ы – это нечто вроде лох-несских чудовищ, выплывающих 
время от времени, чтобы напомнить про советский мезозой.

Что касается пана Ковалева, то он в свое время придумал себе занятие для заполнения 
свободного времени, которого у него было выше крыши. Он занялся правозащитной 
деятельностью. Здесь же, в Вильнюсе, его судили за это в 70-е гг. (об этом писал Сахаров в 
мемуарах). Что интересно, бывший диссидент, "подельник" и друг Адамыча, глава 
архинационалистической "Лиги свободы Литвы" Антанас Терляцкас своим посещением 
"процесс" не почтил. За что г-на Терляцкаса вполне можно уважать.

Если честно, то ничего особенно ужасного в "правозащитниках" не было. Даже более того, 
изначально импульс был вполне здоровый. К примеру, "соблюдайте собственную 
конституцию" – очень хороший лозунг. И зря "сова" с ними боролась. Ведь можно было 
создать для них какой-нибудь отстой, типа "Новой партийной учебы". Все равно в массе 
своей проблемы "конституции" советский народ не волновали. А зато страдальцы смогли 
бы выговориться, глядишь, успокоились бы и даже чего ценное посоветовали. 

Ну что ж... Не умели Советы работать с "интеллигентами". То ли дело нынешний режим. Да 
пишите что хотите и как хотите! Хоть румбу танцуйте у мавзолея – васька все прослушает и 
все съест. Только не вздумайте залезть к нему, ваське, в тарелку – сразу фээсбэшники и 
менты ручки-то поотрывают... 

Все-таки "коммуна" боялась, что незрелый советский народ поверит в правозащитные 
лозунги и побежит крушить обкомы. А зря. Можно было сознанием легко манипулировать 
и вообще...

Но не в этом дело. А в том, что "правозащитники" во всей полноте выразили суть 
советского мира и особенно советской интеллигенции. Их реакция была естественной. 
Поначалу они и в самом деле хотели предложить власти некие новые пути. Власть же на 
них внимания не обратила. Тогда они стали активно выпендриваться, чтобы привлечь взоры 
публики. Устраивать штучки-дрючки вроде выходов на Пушкинскую площадь "в тот 
назначенный час...". Издавать разные "Хроники". Намеренно идти на конфликт с КГБ. 
Потом нащупали и связи с Западом....  

Вообще, поведение и основные психологические особенности советской московской и 
питерской интеллигенции позволяют утверждать, что под маской "интеллектуалов" в стране 
действовала самая что ни на есть типичная мелкобуржуазная БОГЕМА. Причем с 
отсталыми понятиями о себе самой – она зафиксировала стиль какой-нибудь пражской 
культурной среды начала века.

Юрий Мухин в "Дуэли" назвал это "миром идиотов". Это, пожалуй, слишком по-
пролетарски резко. Богема – не идиоты. Это такой ум. Специфический. 

Советская власть после войны нуждалась в "кадрах" для изготовления атомных бомб и 
прочего. И схватила нечто, попавшееся под руку – это нечто изо всех сил утверждало, что 
оно обладает рациональным интеллектом. А, на самом деле, было не совсем так... 

В ходе великих разборок 1917-1937 гг. как раз погибла наиболее рационально мыслящая 
публика. Великий Погром уничтожил какую-никакую, но все же приемлемую 
интеллектуальную среду. Все эти "дела промпартии" и "философские пароходы" в 
результате вытащили на свет божий каких-то окончательных недотыкомок... Да и вообще, в 
любой войне легче всего выживают юродивые... В армию их не призывают, изменение 
условий жизни их не пугает, враги их не уничтожают (зачем?).

В 40-е гг., когда стране, наконец, потребовалось поставить рациональное техническое 
мышление на поток, сталинские скотоводы занялись подбором "кадров". И система всосала 
в себя сотни тысяч юродивых, которые пережили всех инженеров, всех философов, всех 
физиков и химиков. То есть тех, кто был склонен, скорее, к лицедейству и бравым 
богемным выходкам. Этаких актеров Несчастливцевых с погорелого театра. Людям надо 
было в цирке выступать, а они занялись "физикой". Но хотелось-то им другого. Чтобы 
публика рукоплескала, чтобы шампанское рекой, а в гримуборных гризетки целый день в 
ожидании стояли припудренным раком.

Все это накапливалось – и вылилось в "правозащитничество" и "демдвижение". Константин 
Крылов в эссе "Галич" совершенно верно подметил эту тенденцию: проблема Галича 
состояла в том, что в СССР не было ночных клубов и легальной проституции, поэтому он 
"протестовал".

Проблема Ковалева была в том, что он по натуре был светский клоун-бабник, лорд-шутник, 
паяц из кабаре, ему надо было посещать английские клубы и пить бренди со льдом, песенки 
петь в кабаках, стихи писать лесенкой... Но "сова" ему этого не обеспечила. Ковалев же, по 
природной лапотности, спутал все на свете. Он решил, что ему не хватает демократии и 
гражданского общества, в то время, как ему не хватало богемной среды и определенной 
свободы слова (что, строго говоря, совсем не одно и то же). Вместо того, чтобы ехать за 
рубеж или помаленьку менять институции "совы" хотя бы в сторону своего идеала – 
Австро-Венгрии времен Гашека, - он решил на власть подействовать морально. Изначально 
он был прав. Но "сова" отвергла ухаживания, и Адамыч начал корчить "Каина и Манфреда". 
Мол, виноват русский народ, который злобно и тупо "не борется за демократию". "Народ" 
же в понимании советской юродивой богемы, как я уже не раз говорил (в том числе среды 
"казенных патриотов") никакого отношения к реальному народу не имел. Иными словами, 
эти люди – юродивые! – боролись с какими-то своими внутренними психоструктурами и их 
же воспевали. И выдавали это за "диссидентство".

Что стоило Адамычу рассудить просто, как физику: "народ" всегда и везде достаточно туп, 
ленив и некультурен. И это даже хорошо. Потому как дело "народа" – создавать 
материальные ценности и улучшать среду существования. Для этого элита должна 
создавать приемлемые условия, в частности, путем оттеснения от власти чуждых, 
паразитирующих, гниющих элит. Поэтому любой нормальный человек объективно должен 
быть заинтересован в бескровной и постепенной эволюции советского "режима" к 
традиционным российским государственным формам. И что выбора никакого в этом узком 
пространстве нет. Все иные возможности из области чистой теории. Пусть про них 
Станислав Лем пишет. 

Юродивые же всех, кто мыслил рациональным образом, считали "коллаборационистами". И 
воспевали "революцию". Еще бы! Именно революция дала им жизнь и большие высоты.

Между тем за 50-60-е гг. выросли поколения вполне здоровых русских людей, не склонных 
к юродству. Но они, совместными усилиями как преподобных юродов, так и самой 
советской власти, были совершенно дремучими и необразованными. Что, в некотором 
смысле, было даже хорошо. "Чистый лист бумаги". Правда, к 1985 г. "сове" этих людей 
убедить не удалось. Они в целом или проспали "перестройку", или маршировали в рядах 
"левых" – Собчаков там или Гаврил Поповых. Ибо юродивые им внушали, что юродство и 
есть нормальность, культурность и интеллигентность.   

А юродивых заметил Запад и использовал в своих целях. Ну, об этом и говорить уже 
бессмысленно.  

И сразу появилось объяснение. Если бы Адамыч боролся за демократию и либерализм, то 
он мог бы удовлетвориться частью достигнутого и теперь писал бы разработки о 
"расширении" и "углублении". Не так был бы заметен... Но клоун по призванию такого 
потерпеть не мог. И сознание его услужливо предложило объект для вечной борьбы – 
российкое государство.

И в самом деле – демократии, коммунизмы, олигархии приходят и уходят, а государство 
будет всегда. Вот его и позволим себе попинать. Оно – "самое холодное из чудовищ". 
Монстр.

Одновременно подвернулись чечены. Если российское государство – монстр,  то они – 
смелые рыцари-змееборцы. Я думаю, Адамыч понимает всю оригинальность этой 
концепции и то, что она наносит пощечину общественному вкусу. Но тем лучше! Теперь 
можно выступать с эстрады! 

Одновременно, для пущего успеха, можно пнуть "общество", которое смеет нагло выражать 
свое мнение в прессе. Мол, оно "советское" и "не покаялось" (см. газету "Сегодня" за 
начало июня, интервью с Адамычем).

Ну, а коли в стране массовый спрос на подобную клоунаду прошел, то можно двинуть на 
гастроли в Европы и получать гонорары валютой. Благо, связи есть.

Мечта сбылась. В советские годы за рубеж по партийной разнарядке ездил скучный Олег 
Попов. Теперь на Западе гастролирует "клоун с вечной осенью в сердце" Сергей Адамыч 
Ковалев. Русский оригинал. 

То-то, наверное, потешаются над ним западные политологи. Ведь фразы Адамыча – 
шутовской перформанс, и более ничто. Вот, к примеру, в Вильне он заявляет: "Советское 
государство было сильным и неэффективным. Нынешнее российское государство – слабое 
и неэффективное".

Сразу возникает вопрос: а каков идеал у Адамыча-то? Сильное и эффективное? Так на кой 
ляд надо было делать его слабым? Может, при наличии силы нужно было бороться за 
эффективность?

Дык нет. Сильное государство уничтожило бы рыцарей-змееборцев одним ударом. Не 
пойдет.

Так может – "слабое и эффективное"? А такое бывает? Если качку, работающему на сборке 
автомобилей, привить холеру, от этого он ослабнет – но вряд ли его эффективность 
повысится.

После всего этого и вовсе Райкин вспоминается: в греческом зале, в греческом зале...

Короче, все говоримое Адамычем – это клоунские репризы, рассчитанные на 
полуобразованных морализирующих идиотиков.

А литовские политические деятели сидели себе в зале и потешались над клоунадой. Есть ли 
на свете нации, которым наплевать на свои интересы? Наверное, нет, думают западники. А 
вот Адамыч говорит – есть! Это какие-то шутки в стиле "представим себе, что коровы 
летают". Детский такой, ненавязчивый юмор. Вот и посмеемся простуженно...

И прожженая хитрюга старик Ландсбергис тихо усмехался в консерваторскую бородку. 

Адамыч отчитался, сорвал аплодисменты восхищенного зала и отбыл в Москву, готовить 
новые номера и репризы. 

А все остальное человечество остается в недоумении. Верить Адамычу? Не верить 
Адамычу? Как все это понимать?

Да очень просто. Ездит по миру представитель вымирающей советской богемы. Клоун. 
Ученик Енгибарова. Шутит. Смешно. Юмор довольно тонкий. Но однообразный. Вот и вся 
песня.

Так это и следует понимать. "Дурь уходящая", поэма Серафима Жалина.

Скоро богема совсем вымрет, и Адамычу поставят памятник. И напишут на нем: 
"Грустному клоуну конца 20 века". И мы принесем туда цветочки. И вздохнем с 
облегчением.... Наконец-то помер, несчастный. Освободил место молодежи... 

И родятся новые, вполне профессиональные паяцы. И откроются новые цирки. И будет 
опять весело на Руси. 

Иными словами, государству пора возрождать нормальную богемную среду. С ночными 
клубами, выкидыванием фокусов, с ром-коктейлями и так далее. И без политики. А не то 
опять случится какая-нибудь перестройка.

Не дай Бог... 

Как говорит другой клоун по имени Лев Убожко...