ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД

Хроники бронзового века русской литературы

Выпуск седьмой

ГОСПОДИН ПУРГЕН

Шоу продолжается – Крысы бегут с корабля – Постсоветская мафия как она есть – "Господин гексоген" – Наша новая премия – Интересный способ книжной рекламы – Он все же вышел из подполья…Боярин Громов и грядущий конец литературной мафии

Итак, за отчетный период (примерно с конца марта с.г.) в раздираемой разнообразными конвульсиями "постсоветише литератур" наметился один очень яркий процесс, такая, знаете ли, тенденция… Маркса, короче, на них нет, вот кто пальчики-то бы облизал.

А именно – выяснилось, что постсоветская "литературократия" во всех ее ипостасях трогательно едина и цельна. "Тусовка", знаете ли. Клоуны переодеваются, меняются местами, злой становится добрым и наоборот, бывшего обидчика бьют по голове кирпичом... Но всё остается по прежнему, все места заняты теми же людьми. Мафия.... "Скажите тете Песе, что Беня знает за облаву". Облава выхватывает совсем не тех, потом отпускает. Но кто-то там, за кулисами, пишет отчет под названием "О контроле за литературным процессом".

Еще бы - не контроль! Все те же, хорошо проверенные, закаленные советские товарищи (может, даже и с погонами) делают нашу "бель летр". Низы (воплощением которых "сверху" я считаю постинтеллектуализм группы Льва Пирогова, но ниже лежат вообще колоссальные пласты) все так же не хотят жить по-старому, не довольствуясь новомирскими и прочими "по-мо"-головоломками, но при этом в массе своей отчуждены от "средств литературного производства". Что-то такое печется и варится в интернете, но и тот все больше подпадает под власть монополистов от "рюсс постсоветик".

Чем вообще характеризуется 2002 год? Да очень простой вещью: резким ростом националистических настроений в России. Впрочем, надо было быть полным идиотом, чтобы этого не предсказать еще год назад. Националистическая волна делается все мощнее, сметает всякие жалкие интеллектуальные постройки на своем пути, и вот "либеральный режим", который, в общем, с мазохистской радостью все эти годы дожидался разнообразных освенцимов и холокостов, вдруг прозрел и понял, что играл, играл, да заигрался чересчур далеко. Вдруг на улицы поперла толпа аж с триколорами (!), охотнорядскими рожами и прочими давно забытыми атрибутами "русской России". В некоторых местах на Руси, даже, говорят, убивают негров – совершенно ни за что, ни про что…

И теперь, когда реальный, а не надуманный, какой-нибудь там тартуско-структуралистский, холокост вдруг засветился в полную силу в конце тоннеля, игроки-дураки в ужасе спохватились и стали искать решение…

Как мне кажется, они его нашли. Способ самый простой – все они, независимо от платформы, вышли из брежневских трусов и комсомольских картофельных презервативов, поэтому нет никаких проблем менять друг друга. В результате теперь мы наблюдаем побег первых крысок из либерального лагеря в противоположный, но мало отличающийся по сути – в лагерь "красных патриотов". Признаюсь, оба направления мне всегда были одинаково чужды, но вот теперь я полностью убедился в том, что все это – одно и то же, очередной "лохотрон".

Вокруг чего крутилась жизнь литературно-журналистской "тусовки", скажем, в апреле? А вот: некто Дмитрий Ольшанский из либеральных националистов перешел в "черносотенцы" (ничего особенного тут, в общем, нет, такую трансформацию Борис Михайлович Парамонов считал единственно возможной еще в 1991 г.; но в то время большинство наших ныне наиболее продвинутых либералов, в лучшем случае, читало "Проблемы социализма" Бухарина). Основная масса либералов, его бывших друзей, среди которых преобладают клинические идиоты, устроила ему обструкцию. Мол, фи и тьфу, ну как же ви могли, нэсчастный шикер... Особо тупые кретины начали вспоминать, что новоявленный "черносотенец" кому-то должен то ли 70 копеек, то ли 70 центов, и даже сделали из этого культ. В общем, крику было много.

Но что произошло потом? А вот что. Дмитрий Ольшанский как-то очень успешно отделался от своих бывших друзей, и теперь его охотно публикуют в нашей "патриотической" газете "Позавчера" (а ссылку пусть моська ставит, как неожиданно правильно сказал по этому поводу обычно несущий всякую либеральную Чушь "прахвесор лейбов").

К счастью, Ольшанский таки повлиял на наш язык, оставив в нем выражение "упромысливать, гнобить и не петюкать", и в этом состоит его главное достижение. Уже за это ему спасибо.

Но чему нас учит сия "история"? Да всего лишь тому, что места в "тусовке" заняты надолго, и где прибыло, там сейчас же убудет. Карты-тузы тусу... тасуются, и вчерашнего сторонника "невидимой руки" завтра будет лелеять "Совраска". И наоборот. Ибо публика везде одна, страшно далекая от народа, наглая и делающая "бизьнис", так сказать, на горе народном.

Однако тенденция наметилась… Начинается эпоха идеологических перемен, и либералы стали перекрашиваться в понятное им "красное" и даже "красно-коричневое" – известно дело, всякий дурак красному рад. Народная мудрость.

Именно этим, как мне кажется, вызвана победа Проханова на конкурсе "Национальный бестселлер". Эстетская и дурно извращенная публика решила кинуть кость "оппозиции", или получить идеологическую индульгенцию – понимайте, как вам угодно.

Плохой стилист, страдающий массой текстуальных комплексов, Проханов – отныне наше всё. Вот образец для настоящих беллетристов:

"Колеблется легкий волосяной лобок. Смугло-коричневое лоно слеплено, склеено, как морской моллюск. В нем, упрятанный в материнскую плоть, уже забытый матерью, преданный ею, отданный на заклание, притаился плод. Крохотный красный клубенек, в котором набух прозрачный пузырек головы, наметились водянистые горошины глаз, выступают скрюченные, едва намеченные лапки с пупырышками пальцев. Колбочка, в которой, как в капельнице, пульсируют соки, сочится теплая влага…".

Больше цитировать не буду. Что я, – изверг, что ли?

Конечно, на безрыбье и рак рыба. Ну нет сейчас в нашей прозе ничего интереснее Проханова. Человек слепил из своих пренатально-шокирующих комплексов и странной политической идеологии нечто слабоперевариваемое – но и это оказалось вполне пригодным для наших "оранусов". Как не порадеть своему человечку! Сколько лет "красный патриот" Проханов честно служил по паническому департаменту, время от времени вызывая ужас то у электората КПРФ (мол, скоро все накроется), то у затхлых "либералов" (собираясь "бить жыдофф")! Такие вещи надо оплачивать… Газета "Позавчера" стояла непробиваемой затычкой на пути всякой иной, кроме "краснопатриотической", нелиберальной мысли все эти годы. По крайней мере, одного из моих коллег по "РУ" в газете не напечатали именно что из-за непринадлежности к тусовке.

В общем, тусовка сделала все возможное, чтобы лишние средствА не вышли за ее границы. Проханову дали десять штук баксов, он передал их Лимонову. Акт, вполне достойный уважения, но, тем не менее, все в тех же тусовочных рамках.

Зато разнарядка на любовь к "левым" и "красным патриотам" ныне выполнена. И националистическая волна, глядишь, этих ребят пощадит. В крайнем случае – всех на "философский Боинг" и за рубеж, свободу нюхать. Плохо ли?

Когда с полгода назад мы думали, кого наградить премией "Мудак-2001", то первым кандидатом был Александр Проханов с "Красно-коричневым". Однако при ближайшем рассмотрении роман оказался не вполне мудацким, а шуму в обществе наделал немного. Теперь же руками постсоветской тусовки все соответствующие атрибуты г-н автор получил. И поэтому он – почти единственный кандидат на премию "Мудак-2002". Впрочем, год еще не кончился. Может быть, рекорд будет побит…

Тусовка всеобъемлюща и непобедима. Мы уже обращали внимание на интересную деятельность организации "Идущие вместе", которая не так давно активно рекламировала книги Пелевина и Сорокина в качестве вредных и ужасных. Думаю, это увеличило рейтинги продаж указанных "зубров".

На сей раз путинский комсомол решил подзаработать на рекламе книжки г-на Сорокина "Лед", которую без этого купило бы разве что несколько десятков интеллектуальных извращенцев. Поняв, что дела плохи, певец русских копрофилов Сорокин побежал к "Идущим". Началась хорошо продуманная рекламная кампания, в лучших традициях, в том числе для вящего успеха в комсомольских проклятиях было даже указано, на какой странице в книге содержится настоящая порнографическая сцена. Теперь ее купят даже поклонники газеты "Спид-инфо". Ура!

В России рекламное дело начинает вставать на широкую ногу. Это похвально.

Но, тем не менее, это лишний раз доказывает нам, что "литературное дело" в России давно приватизировано разнообразными комсомольцами. Дело, правда, никуда не идет и разваливается (а когда у комсомольцев что хорошее получалось?). Но отдать его в руки "народа", хотя бы и в лице того же Льва Пирогова, им западло. Вот они и держатся за свой постмодернизм, за свой "красный патриотизм", "дискурсивную ответственность", скоморошески-идиотское черносотенство и прочие игрушки приюта для побитых дебилов.

Тем временем другой борец с искривлениями русской истории, Дмитрий Галковский, вышел из подполья и дал интервью участникам клуба "Утенок", в котором рассказал много интересного о том, куда идет Россия. По его мнению, у нас впереди сотни лет латиноамериканской истории на обочине белой цивилизации. Сдохнуть не дадут, подняться тоже. Отсюда вывод – мафия останется на своих постах. И сдохнуть придется туземному населению.

Мы, со своей стороны, предлагаем ползучую культурную революцию. Потому что иначе скучно будет жить. Нужно объединиться в фаланги, ловить мастеров культуры и вливать им в рот по стакану касторки в качестве дешевого постмодернистского перформанса. Или кормить фенолфталеином, али другим каким слабительным.

Идея не самая дорогостоящая. На каждого члена тусовки найдется свой Господин Пурген. Вот наша задача – пурген и касторка в слабые желудки "элит постсоветик". Чтоб знали край и не падали

Нами же был обнаружен очередной народный поэт по имени Дмитрий Громов, который произвел крайне приятное впечатление. Здесь еще виднеются объедки "по-мо", но все же явление это кажется нам здоровым и перспективным. А еще более перспективным нам кажется конец постсоветской тусовки, который упомянутый Боярин Громов описал так ("Большой Мешок С Руками"). Речь ведь идет о столкновении привычного, мелочно-расчетливого идиотизма тусовки с чем-то ужасно иррациональным и странным, с нашей народной литературной стихией, в общем:

Никто не обернулся
На сдавленные звуки
Зло хрустнул позвоночник,
Смешались в тот же миг
Печенка, селезенка,
Желудок, ноги, руки.
Бедняга трепыхнулся
И вскорости затих.

И удовлетворенно
Вздохнул Мешок. Рыгая
Пополз он в подворотню,
Таща большой живот.
Переварив наутро,
Он сплюнет, матюгая,
Застежку, две запонки, очки…
И всё тут…
Вот.

Ты, кстати, зря смеешься,
Улыбишься напрасно,
Не веришь и зеваешь,
Спокойствие любя,
Поскольку ежедневно,
Поскольку ежечасно
Большой Мешок С Руками,
приятель,
Ждёт
ТЕБЯ.

(конец седьмого выпуска)

Вадим Нифонтов, 2 июля 2002 г.