Лан Бернар. Возвращение в Эдем.  Париж, L'arbre mondial, 
1999

Очередное "симптоматическое" сочинение западного мыслителя, которое 
великолепно характеризует состояние умов некоторой части французской 
интеллигенции, особенно интересное для нас после известной статьи в журнале 
"Элементы" под названием "Интеллектуальный пейзаж современной Франции". 
Думаю, тут неплохо развернулся бы В.И.Ленин со своей критикой религиозного 
сознания, но мы не Ленины и опишем это дело своим лапотным, русскоудодским 
языком.

"Возвращение в Эдем" представляет собой футурологический философский 
роман, отдаленно напоминающий "Что делать?" Н.Г.Чернышевского, только как бы 
"наоборот". Автор замахнулся ни много, ни мало, как на новое решение проблемы 
борьбы со вселенским злом. Повествование его начинается чуть ли не с сотворения 
мира.

Рай, по мнению Лана (в оригинале - Land), был тем самым местом, где зла не 
было, точнее, оно существовало в чисто потенциальной форме – в виде змея, 
который получил от Бога право на попытку соблазнить Адама и Еву. Это змею 
удалось, а зло с того момента помаленьку стало развиваться и накапливаться. Зло, 
как таковое, пишет Лан, представляет собой на сегодняшний день некую темную 
субстанцию, сплошную темную хлюпающую массу, этакий "анти-солярис", 
которая стремится всюду проникнуть и покорить человечество. Поскольку люди 
совершают злые поступки, этот черный океан все ширится, поглощая их. 

Первая партия человечества окончательно погрязла во зле, и Богу ничего не 
оставалось делать, как утопить его в водах всемирного потопа. Следующее 
действие вселенской драмы связано с противостоянием злу "избранного народа" в 
лице ветхозаветного Израиля, который точно так же подвергался атакам зла-
субстанции, и в конце концов был полностью им поражен, избранность утратил и 
надолго ушел с исторической сцены.

Христос и христианство знаменуют новый этап и новую методику 
"строительства плотин" против зла.  Возникает идея "града Божьего", всемирной 
общины добра и любви, то есть церкви. Однако "хлюпающая масса" проникает и 
сюда, новая религия разваливается и разлагается. Результатом такого разложения, 
по мнению Лана, стала полная утрата каких-либо однозначных понятий о добре и 
зле. На каждое "хорошо" теперь находится десять "плохо" и наоборот. Разобраться 
в чем-либо обычному человеку вообще невозможно. В качестве самого яркого 
примера полной путаницы в понятиях автор, кстати, приводит натовские 
бомбардировки Югославии.

Тем не менее, тайная логика развития европейской части человечества, 
считает Лан, должна необходимым образом привести мир к новому состоянию, 
которое автор описывает в основной, сюжетной, части своей книги (сюжет мы тут 
излагать не будем, он вполне традиционен для фантастической и детективной 
литературы; нас интересует только философский подход).

Примерно к началу 22 века несчастному человечеству, окончательно 
впавшему в релятивизм и сатанизм, удается набрести на новое понимание природы 
зла. Ученые установили, что стремление к осознанному совершению 
"нечеловечных" поступков представляет собой не что иное, как заразную болезнь, 
нечто вроде СПИДа, но только вызываемую некоторым "психовирусом". Этот 
вирус им даже удалось выделить, но средства лечения к моменту действия романа 
еще не изобретены. Однако общество в результате переживает стихийную 
реструктуризацию, в изображении которой и состоит основной смысл романа.

Выясняется, что существуют те, кто уже болен этой "болезнью зла", кто не 
может жить без нарушения и попрания всяческих моральных и прочих норм. 
Помимо этого, наибольшую часть общества, примерно 80%, составляют люди, 
которые являются носителями вируса. Они могут заболеть, а могут и не заболеть. 
Причем кто-то более склонен к заболеванию, кто-то менее, но заранее предсказать, 
как сложатся обстоятельства, невозможно. 

Следующий круг – те, у кого реакция на наличие вируса зла отрицательная. 
Среди них также есть те, кто еще может заразиться, но, считают врачи, имеются и 
те, кому никогда не дано заболеть, истинно избранные и чистые (кстати, "святой" в 
терминологии Лана – это просто носитель вируса, который некоторым путем смог 
подавить его действие и развитие в себе). Выявить их невозможно – поскольку 
желание человека проверить, является ли он избранным, уже свидетельствует о 
начальной стадии заболевания. 

Обществом начинает фактически управлять некая "научная комиссия", 
которая сортирует человечество на три категории – больных, вирусоносителей и 
здоровых. Больных стремятся выселить на периферию, превратить в изгоев и 
использовать в полезных для общества целях. Здоровые также постепенно 
выселяются в некие резервации, своего рода прообразы Эдема. Основная масса, 
носители, живет самой обыкновенной жизнью, изредка проверяясь на предмет 
развития заболевания. Впрочем, в переселении в Эдем или в Гадес главную роль 
играет личное желание. Навязать это переселение никому невозможно, но, тем не 
менее, тенденция помаленьку намечается.

Таким образом, в 22 веке на земле созданы рай и ад, а также некая 
переходная стадия, где живут обычные люди. В сущности, в мире происходит 
восстановление прежних иерархий, заставляющих вспомнить чуть ли не о раннем 
средневековье. 

При всей несложности философских построений Лана книга выделяется, во-
первых, великолепной передачей атмосферы в таком обществе, а во-вторых, 
потрясающим умением выразить тайную европейскую мечту о возвращении в рай. 
Эта мечта может выражаться в самых разных формах, но уж никак не в идее 
либерализма "делай, что хочешь". Эдем, в понимании футуролога Лана, есть не что 
иное, как следствие технического прогресса (изобретение "измерителя зла"), 
который направлен на восстановление некоторого Естественного Порядка. И в 
этом смысле, Бернар Лан может быть назван союзником ("попутчиком") 
большинства нормальных людей, противостоящих социал-либеральным 
ценностям.    

P.S. Аппарат для измерения зла в романе именуется великолепным термином 
"какометр", что мне лично напоминает глупые стихи Галича про "говномер":
Не все погибло в этом мире,
Хотя и грошь ему цена,
Покуда существуют гири
И виден уровень говна...

(c) Вэл Эскизов