ЭПИТАФИЯ СГОРЕВШЕМУ ЦИРКУ

14 апреля исполнилось 70 лет Московскому государственному ордена "Знак почета" историко-архивному институту, ныне входящему в состав тихо-незаметно умирающего конгломерата под названием РГГУ. Этот самый МГИАИ я имел неожиданность окончить в 1990 г. (хотя вообще-то совершенно не собирался этого делать, ни сном, ни духом не ведал до определенного момента).

Все это хозяйство в связи с юбилеем показали по телевизору и наговорили ему массу восторженных комплиментов. Я увидел почти забытые физиономии собственных преподавателей – как вполне уважаемых людей, вроде завкафедрой археографии А.Д.Степанского и некоторых других (лично мне приятных) господ профессоров, так и всякого рода недоразложившихся комсомольских опарышей, ныне в основном марширующих по кухням под знаменами "Яблока" с НТВ и мечтающих случайно найти где-нибудь на дороге миллион баксов.

Конечно, событие это ординарное, но опять же, так прямо и просится в воскресную проповедь о тщете всего сущего. И я ее произнесу. Предупреждаю: все остальное в большей степени будет понятно именно людям моего поколения и моего образования, то есть тем, кто закончил МГИАИ в 1989-1993 г. Хотя я, конечно, постараюсь "обобщить".

Если спросить среднего "россиянина", что он знает про историко-архивный институт, то можно услышать: ну ясно, это оплот демократии, афанасьевцы, либералы и т.п. Меня это всегда задевало, так как было чистой воды ложью, навязанной всякими там "средствами массовой информации". Я злился, начинал оправдываться, но со временем стал понимать, что вся эта картинка весьма хороша для философских иллюстраций. Но начну, извините, с другой, более общечеловеческой картинки времен заката "перестройки".

Итак, Новгород, июль 1990 г. Мы, институтская компания, приехали посмотреть город (никто нас туда не тянул, не было никаких "практик", просто захотели и приехали). Новгородский кремль, по которому мы бродим. Жара. Почти в центре всего этого счастья стоит группа немцев, которым что-то объясняет экскурсовод. Около памятника Тысячелетия России, опершись на ограду, сидит грязный пьяный мужик и тянет "из горлА" дефицитную по тем временам водку. Экскурсовод (похоже, немец из числа бывших русских) говорит: "Восстановление церквей Новгорода – колоссальная заслуга советской власти. Еще до того, как (тут голос его делается тихим) город разрушили фашистские войска, (голос становится громче) здесь полыхала революция, бессмысленный и беспощадный русский бунт. Видите того пьяницу, который там сидит? От таких вот людей спасла традиционную русскую культуру и всю Европу советская власть".

Тогда это меня потрясло. Мое тогдашнее (щенячье) понимание действительности не могло смириться с подобным иезуитством. Я верил в "русский народ" и его "внутренние здоровые силы". Поэтому такое наглое оскорбление моих религиозных чувств просто повергло меня в злобные размышления. Ни хрена себе, думал я – этак вот все к чертям разломать за какие-то десять послереволюционных лет, учинить войну с каким-то Гитлером и даже победить в ней ценой жизней и сломанных хребтов миллионов этих самых "русских пьяниц", а потом все валить на них же и выставлять себя спасителями человечества! Вот как мы встраиваемся в цивилизованный мир...

Это, на мой взгляд, и было главным содержанием горбачевской перестройки: войти в "цивилизацию", но так, чтобы основная масса населения получила хрен с маслом, а "спасители культуры и религии", потомственные большевики-ленинцы с Арбата, расселись бы на свои места в зале заседаний ООН, и начали вместе со всеми прочими "править миром".

Я (как и многие из нас в то время) тогда был этаким махровым деревенским контрреволюционером. Вся эта гнусная поебень вокруг "развенчания культа Сталина", "восстановления ленинских принципов", "возврата к ленинскому пониманию социализма", вокруг всяких "детей Арбата", "плах" и т.п. отстоя вызывала у меня и мне подобных какие-то злобно-утробные реакции. Хотелось взять свой кусок трубы и хладнокровно мочить всех этих бауманов-благодетелей. Мы-то знали – по рассказам "предков" – кто, что и как делал. Странно, но я вырос в среде, где Сталина вспоминали с определенным уважением и даже некоторым восхищением (хотя многие его действия весьма и весьма не одобряли), а о Ленине отзывались, как о последнем подонке, уничтожившем все, что только можно, и в один день пустившем по миру миллионы людей. Коллективизация воспринималась, как прямое следствие ленинских указаний. По мнению тогдашнего "русского народа", в среде которого я жил, где-то с 1937-38 гг. сталинский режим начал помаленьку поворачивать к нормальности, вешать бандитов и людоедов вроде Тухачевского, а уж после войны и вовсе превратился во что-то понятное и простое, даже вызывающее скупые слезы умиления. Повторяю, это было общее мнение "народа".

Но господа перестройщики с самого начала стали орать, что Сталин "извратил", "сломал", "уничтожил" и так далее. Самое удивительное, что за несколько лет они смогли убедить в этом значительную часть так называемой "технической интеллигенции" (впрочем, гуманитарной тоже, но тех можно было хотя бы понять – к тому же "технарей" было на порядок больше). И тысячи людей начали повторять мутную чушь, которую выливал им на головы "Огонек".

Так вот, мы, студенты МГИАИ, по крайней мере, те из них, кто меня окружал, никогда не были "демократами" (за редчайшими и совершенно неприличными исключениями). С другой стороны, мы не были и "коммунистами". По-моему, защищать коммунистическую чушь и белиберду было уж совсем пОшло.

А совсем с другой стороны, все наши разногласия с советской властью были чисто идеологические. Нас, по правде говоря, не раздражала даже слепая, слабоумная, кособокая и кривоногая советская экономика. Более того, она нас устраивала. Мы были антикоммунистами, но не антисоветчиками. В "этой стране" были все условия для того, чтобы жить более или менее полноценной жизнью, путешествовать по ней, получать новые знания, развиваться во всех отношениях. Не было только одного – определенной, хотя бы относительной идеологической гибкости. Советская система массового долбежа, вот что бесило. "Товарищ Ленин в т. 23 на стр. 166 сказал... как это актуально!", "решения съезда партии", "пролетарский интернационализм"... В общем, полный бред на фоне всеобщего доносительства. Если бы эти люди (имею в виду правящую советскую элиту) хоть немного думали бы, они совершенно спокойно организовали бы такую "контролируемую гласность", что весь пар перестройки давно ушел бы в свисток.

И вообще, до сих пор я убежден, что свободный обмен любыми мнениями, кроме непосредственно влекущих уголовные преступления – это главное в развитии общества. Дайте русским людям возможность болтать любую чушь (хоть бы и на кухне, но без опасности, что завтра вызовут в "первый отдел"), и они спокойно согласятся на ваши экономические эксперименты. Что, собственно, и произошло.

Коммунисты, растерявшие в 70-е гг. остатки разума, этого упорно не понимали. А когда поняли, было поздно. Посему мне их ничуть не жалко.

В институт я пришел в странном качестве. Уже в 17 лет я был твердолобым и пещерным антикоммунистом (коим во многом остаюсь и сейчас), но при этом, как уже сказал, почти вовсе не был "антисоветчиком". Как раз советская политическая и социальная система меня полностью устраивала и даже вызывала уважение. Я считал ее идеальной для нашей ментальности, надо было лишь кое-что подлатать. Но я не видел ровным счетом никаких заслуг коммунистической идеологии в создании советской империи. Скорее, последняя возникла вопреки ей и погибла из-за действий коммунистических идеологов типа Яковлева (и не надо мне говорить, что он "перевертыш" и "враг" – нет, он был последовательным коммунистом, только без наслоений "глубинного национализма").

И я, и мои друзья считали, что от коммунизма нужно как можно более быстро избавиться, заменив его чем-то иным. Какой-то версией "официальной народности", даже, может быть, "национал-социализма", "новой советской идеологии" (без Маркса и Ленина, но с максимумом здравого смысла). Но уж никак не "ленинскими принципами" и не "либеральной демократией". Все остальное, по нашему мнению, следовало долго и упорно совершенствовать. Именно таковы были задачи СССР на данном этапе его развития. Этот этап казался нам начальным. "Все впереди"...

В окружающем же мире все происходило совершенно по-иному. И на примере МГИАИ-РГГУ, можно сказать, мы увидели историю России последних 10-15 лет.

Скажем, наше институтское руководство сначала было твердолобо-коммунистическим (при ректоре Н.П.Красавченко), а потом стало "розово-демократическим" (при Юрии Афанасьеве). В этом смысле мы, в некотором смысле, заранее пережили трагедию советской системы.

При этом судить о нас по тому, что говорили господа из ректората, было бы весьма и весьма ошибочно. Все мы, те, кто закончил МГИАИ в 1989-1993 гг., были в массе своей патриотами (но не в том смысле, который вкладывает в это слово газета "Завтра") и прагматиками. Отчасти из-за того, что всегда находились в оппозиции своему руководству.

Сейчас, вспоминая те годы, я понимаю, что в нас все это время жила пресловутая "скрытая теплота патриотизма"(с)Лев Толстой. Мы любили ездить по России с палатками и рюкзаками, тем более, что тогдашние цены это позволяли. Мы любили родные пейзажи – приокские поля около Константинова, архангельскую суровую природу, невероятный, фантастический русский Крым, питерские дворы-колодцы, купола Рязани и Новгорода, селигерские берега, маленькие подмосковные чудеса. Нам нравилось смотреть в туманное лицо Родины. Мы наложили негласный запрет на употребление в своей среде популярного тогда выражения "эта страна" – и я горжусь тем, что никто из нас разу его не применил кроме как в ироническом смысле, высмеивая тех, кто говорил так всерьез.

Самое смешное, что в вузе, руководители которого всюду и везде орали о западных гуманистических ценностях, студенты (опять же имею в виду наш круг – впрочем, весьма и весьма обширный) читали исключительно "Вехи", Леонтьева, Розанова и подобную литературу, вообще всячески "погружались в болото консервативного мракобесия". Мы читали "Русофобию" – и не находили в ней пресловутого "антисемитизма", о котором кричали на всех углах либеральные жандармы. Мы одними из первых обратили внимание на оккультную составляющую германского нацизма и активно "проработали" эту тему (потом все это стало популярно в "народе", но нам уже в 1992 г. казалось "давно проехавшими трюизмами"). Мы вдоль и поперек "изучали" Ницше, Майринка, Элиаде. Мы пили дешевое красное вино и с телячьим восторгом цитировали друг другу "Диалектику мифа". Мы собирали деньги на ритуальное изнасилование Новодворской – из необходимых кандидату-насильнику 180 рублей удалось с ходу собрать 30, и лишь сообщение о том, что в магазине "Три ступеньки" продается водка, а очередь еще не набежала, спасло демократическую девственность бабы Леры. Мы купили три бутылки водки, торжественно распили ее "за благорастворение воздусей и произрастание озимых", а российская политика не лишилась столь колоритной фигуры.

Но вот пришли 1990-е, на наших глазах развалилась "империя", и мы оказались в чистом поле, на всех четырех ветрах.

Кончились пресловутые "антисталинские чтения" в историко-архивном. Неизвестный зарубил топором Александра Меня, который читал у нас лекции. Ректор Афанасьев умудрился захватить здание ВПШ и учинить там целый РГГУ. Началась "демократия". Под "перестройкой" подвели черту.

Наш бродячий цирк-шапито постепенно сгорал, только мы старались этого не замечать.

Самое смешное в том, что находясь в постоянной оппозиции к "демократическому" институтскому руководству, мы умудрялись периодически с ним сотрудничать по целому ряду вопросов, которые нам казались важными. Может, в этом и состоит парадигма "русской интеллигенции", и мы заслуживаем гневного осуждения со стороны каких-нибудь Великих Героев, но факт остается фактом – наша оппозиция никогда не была "глухой" и "непримиримой". Мы считали, что на власти надо направленно влиять. Вдобавок, мы верили в мудрость "крота истории".

Мы поступили в самые разные аспирантуры и начали ждать "благоприятного поворота событий".

Но его все не происходило.

В сущности, нас обманывали и попросту под шумок отбирали все. Наша стипендия с каждым днем падала, уменьшались зарплаты. Тем временем представители высшей администрации путешествовали по Парижам, покупая шубы за пять тысяч баксов, строили дачки и списывали новые фальшполы, чтобы толкнуть их каким-нибудь барыгам. Особенно этим прославилась одна ректоратская шишка, начальничек по кличке Пиг.

И в конце концов настал день, когда я окончательно расстался с РГГУ, где работал ассистентом кафедры – это было лето 1995 г., - поняв, что ловить здесь совершенно нечего. Ушли и почти все мои друзья. Признаюсь, мне было тяжело покидать вуз, где с чисто психологической точки зрения мне было приятно. К нам хорошо относились студенты, я и мои друзья любили свою работу. Но мы не отшельники и не оптинские старцы, так что пришлось податься в поход за деньгами.

И вот месяца этак полтора назад я "инкогнито" посетил это здание на Миусской площади и погулял по его этажам. Что я увидел? Как сердце во время инфаркта, весь РГГУ изнутри "некротизировался", омертвел. Где когда-то кипела жизнь, где на подоконниках сидели студенты, где за чашкой кофе обсуждались мировые проблемы, теперь образовались какие-то зоны смерти – "институты", "центры", "музеи", вход в которые был в основном наглухо закрыт. Там, где не победили "внутренние бюрократы", возникли полуразрушенные пространства, со стертыми и вспучившимися полами, грязные и безудержно печальные. Из спортивного зала сделали оргАнный, женский и мужской туалеты около памятника Альфонсу Шанявскому зачем-то поменяли местами, закрыли наше любимое кафе на пятом этаже (и даже все воспоминания о нем уничтожили)... Да и вообще – все здесь было чужим, жестоким и колючим.

Рухнуло и развалилось все, как мы и предсказывали. Сейчас, говорят, у РГГУ отбирают часть зданий. Что ж, этого стоило ожидать. Поделом...

Оголтелое демократическое руководство "афанасьевской цитадели" не вписывается в новые русские пейзажи. И, похоже, каток новых времен раздавит остатки сгоревшего цирка.

Ну да... Так и должно было быть. "Крот истории" все-таки оказался мудрее нас, и это радует.

Но мы никогда не забудем этот самый цирк, из которого мы все вышли вполне нормальными людьми.

Никто из нас не приватизировал нефтяные прииски, не стал директором банка и не прошел в депутаты Госдумы. Это делали ребятки из МГУ, МВТУ и из зон Магадана.

Но никто не стал и бомжом, алкашом, недовольным всем и вся ворчуном. Мы все более или менее устроились в этой странной жизни.

Однако мы навсегда получили странный урок, который, вероятно, более ценен, чем приватизация вышек. Для нас стала ясна главная составляющая всех популистских идеологий. Мы научились мыслить самостоятельно, что в СССР вообще было редкостью. Мы, несмотря ни на что, остались русскими людьми.

"Трудом праведным не наживешь домов каменных" – это вполне по-русски. Это мы поняли. Но это не означает, что мы должны отказаться от своей "особой судьбы" в пользу "домов каменных".

Потому что мы поняли еще одну простую вещь: время работает на нас.

"Крот истории" есть, и он копает в правильном направлении.

Все равно, скорее всего, настанет день, когда все так или иначе будет нашим.

От русского приговора еще никто не уходил.

Вот и цирк догорает. Как мы и предсказывали...

И вся их конструкция тоже сгорит, в конце концов.

А мы придем и построим новую.

А как же еще-то? По-другому и быть не может.

 

(с) Вадим Нифонтов