МАСТЕР ХТОНИКИ

МАСТЕРА, АНГЕЛЫ И КИЛЛЕРЫ В РОМАНАХ АЛЕКСА 
ОРЛОВА

Не секрет, что массовую литературу можно с успехом использовать в 
качестве переносчика пиар-вирусов. Иными словами, безобидные на 
вид вестерн, дамский роман, фэнтезийный боевик или шпионская 
стрелялка не столь уж редко несут в себе информационную 
инфекцию, спрятанную под мощными слоями секса и мордобоя. В 
большинстве случаев читатель, будучи инфицированным, даже не 
замечает, какие гости поселились у него под черепной коробкой. 
Технологических сложностей по определению две: во-первых, 
чтиво для толпы очень слабо воспринимается интеллектуалами, 
поэтому пиар-вирусы пролетают мимо них; во-вторых, что-либо 
сложное, многоплановое в среде массолита спрятать крайне сложно, 
работать приходится с очень простыми идеями. Например, какая это 
высокая и прекрасная миссия – быть солдатом США. Или солдатом 
СССР. Чтобы вложить в массолитовский текст нечто посложнее и 
при этом не превратить его в чтиво для малотиражных умников, 
надо быть настоящим ассом.
Кажется, именно такого асса породила совсем недавно 
российская фантастика. Это Алекс Орлов, автор цикла «Тени 
войны», состоящего на данный момент из десяти романов: «Тени 
войны», «Атака теней», «Дорога в Амбейр», «Взгляд из ночи», 
«Основной рубеж», «Двойник императора», «Застывший огонь», 
«Особый курьер», «Охотники за головами», «Наемник» to be 
continiued. Первый тираж каждого нового романа только номинально 
колеблется между 15.000 и 20.000 экз. Реальный тираж, думается, 
намного выше. Фактически Орлов создал собственную маленькую 
вселенную. История человеческой расы прослеживается им с самых 
ранних этапов имперской экспансии землян вплоть до их массового 
распространения в космосе и возникновения многополярной 
политической структуры. Супердержавы и суперфирмы 
сталкиваются  в жесточайших конфликтах, ведут локальные войны, 
делят ойкумену. Автор цикла вылавливает из этой адской мешанины 
лакомые кусочки: тайные операции спецслужб, работу наемников в 
горячих точках, борьбу мафиозных кланов и полиции. Изо всей 
колоссальной мистерии галактической истории землян Орлов 
фокусирует внимание на частных, в большинстве случаев 
малозначительных эпизодах. Цикл представляет собой карнавал 
боевиков самых разных мастей и рангов, дерущихся, стреляющих, 
совершающих рейды, искусно маневрирующих перед носом у 
неприятеля, десантирующих и шпионящих. 
Орлов предлагает читателям в высшей степени мужской 
вариант этики. В его романах отсутствуют «хорошие» и «плохие». 
Персонажи делятся на профессионалов и непрофессионалов. 
Первые, в силу того, что они мастера, и этого уровня достигли 
путем упорного труда, а значит и самосовершенствования, несут в 
себе странную нравственность – нравственность оптимального 
действия. Они не умножают боль и хаос в этом мире напрасно. 
Вторые не сумели стать мастерами, и, следовательно, в них заложен 
некий внутренний изъян. В конечном итоге этот изъян превращает 
их либо в откровенных мерзавцев, либо в бессильные жертвы. С этой 
точки зрения искусный профессионал-киллер у Орлова может 
оказаться намного более состоявшейся, цельной и нравственной 
личностью, чем тупой, ленивый, недоучившийся полисмен... Все это 
напоминает некий сборный вариант какой-нибудь японо-китайской 
этики мастера. Мастер сам становится источником этических 
ценностей, поэтому в принципе не может совершать ничего 
неэтичного, если только не покинет путь мастерства. Но для любой 
другой, «внешней» этики он недоступен, полностью закрыт от нее. 
Поэтому, скажем, христианство в приложении к «этике мастеров» 
-- звук пустой. Во всяком случае, для подавляющего большинства 
ситуаций. И, конечно, категории добра и зла размываются до 
неузнаваемости.
Автор цикла – очевидный сторонник имперской идеи. Когда 
мелкие паразиты на местах затевают очередную войну и 
заигрываются до умопомрачительных потерь и разрушений, из 
метрополии является флот, чтобы эффективно погасить беспорядки. 
В романе «Тени войны» Империя землян бьется чуть ли не с 
преисподней и побеждает.   В «Наемнике» человеческое общество 
дошло до такого уровня социальной ответственности, когда каждое 
локальное столкновение, во-первых, строго лицензируется и, во-
вторых, не менее строго ограничивается в средствах и способах 
ведения боевых действий. Чисто имперская структура Лицензионная 
ассоциация моментально стирает в порошок очередную мафиозную 
«армию», посмевшую выйти за рамки дозволенного. Имперские 
офицеры борются с наркомафией, с военными разработками 
многообразных маньяков с учеными степенями, противодействуют 
«чужим» В «Двойнике императора» аргументы в пользу имперского 
устройства социума совершенно прозрачны. Классическая империя 
Новый Восток (кстати, с полиэтничной военно-политической элитой 
– тут и русские, и азиаты, и англо-саксы...), показывает пример 
высокой жизнеспособности. В гибельной игре большой политики 
имперцам удается обставить некие виртуальные государства 
Промышленный Союз и Ученый Дом. Яснее не скажешь. Само 
название «Новый Восток» не должно отпугивать: вряд ли автор имел 
в виду что-нибудь из быта господ каменщиков. Скорее, чувствуется 
намек на империю «Дюны», плюс Россия-СССР, плюс нечто от 
исламского мира. Это – новый Восток в оппозиции к новому Западу.
Наконец, Орлов отчетливо показывает, что все очевидные 
перипетии в противоборстве финансов, батальонов и научных 
разработок составляют всего лишь верхнюю часть айсберга. Миром 
правят гораздо более могущественные силы. Людям иногда бывает 
позволено увидеть краешек их мощи, и никто до конца не осознает 
всей неотвратимости их воздействия. В романах Орлова эти силы 
появляются ниоткуда в каком-нибудь кратком эпизоде, а затем 
уходят в никуда, и автор нимало не объясняет их природы и 
происхождения. Лишь сложив мозаику нескольких романов воедино, 
можно сделать кое-какие предположения на этот счет. В «Тенях 
войны» потустороннее воздействие больше всего напоминает 
классический сюжет сделки человека с дьяволом, только в состоянии 
подобного договора оказывается целая цивилизация. В романе 
«Дорога в Амбейр» очередное супероружие не может быть создано 
без «левого ребра самоубийцы во втором поколении». В «Охотниках 
за головами» некая Область Руфин взялась укреплять вооруженные 
силы магическими роботами из древней гробницы. До странности 
похожи эти роботы на демонов. Но и противоположная сторона не 
пассивна. Когда целые армии оказываются неспособны остановить 
нечистую силу, выпущенную из гробницы, невесть откуда берется 
«Белый Ангел» и быстро проделывает всю работу... Сакральная 
структура вселенной Орлова не слишком напоминает классический 
христианский вариант. Скорее, виден своего рода эзотеризм: 
Нижний мир против Горнего, Свет против Тьмы... но без имени 
Божьего. Ну и боевики, режущие друг другу глотки посередине.  В 
этом концептуальном комплексе есть здравое зерно, но есть и 
несомненное зло. С одной стороны, Орлов очень эффективно 
проламывает стены и потолок вселенной, держащейся на трех 
китах: математике, физике и химии. После первых двух-трех 
сакральных эпизодов даже самого примитивного любителя 
естествознания проберет холодком: все здание профанической 
науки, возводимое с XVII-XVIII столетий, моментально рассыпается 
наподобие карточного домика, ад лезет изо всех щелей, и в 
большинстве случаев люди не могут сами, без сторонней помощи 
остановить его. С другой стороны, в сакральной фантастике, к 
которой, несомненно, можно отнести почти все романы А.Орлова, 
есть два направления. Наверное, условно их можно назвать 
«фаворское» и «хтоническое». Орлов (так же как и Дашков или 
другой Орлов, а именно Владимир) – очевидный хтоник. В его мире 
не чувствуется дыхания Творца. Его «белые ангелы» -- воплощение 
обезглавленных сил. Его сакральные битвы – это, скорее, конфликт 
пандавов и кауравов, а не то, что происходит на самом деле.

Дмитрий Володихин