Библиографический Коллаж №1
В этом месяце, честно говоря, наши библиографические способности несколько уменьшились, ибо в 
московском офисе фирмы иссякли запасы виски. Эту проблему мы решаем и скоро решим (закупаем партию 
Whyte&Mackay). Так что все еще впереди.

Тем не менее, не все так плохо. Наши интересы обслуживались в январе самыми невероятными способами, 
и кое-что интересное в сети "РУ" попало.

Прежде всего, это средней толщины брошюра Елены БЕЛОВОЙ "Психолингвистический феминизм" 
(Каунас, университет Витаутаса Великого, на правах рукописи, 2000 г.) , которая показалась нам 
интересной своим неожиданным подходом к совершенно банальному бытовому вопросу. Речь в книге идет 
об обычае брать фамилию мужа при замужестве. Г-жа Белова выступает критиком этого странного ритуала, 
смысл которого, по ее мнению, полностью утрачен. Казалось бы, канули в Лету лечение у шамана, езда на 
рысаках, субботняя порка. А вот обычай принимать семейную фамилию мужа остался и вызывает истинный 
пиэтет – поскольку иной подход к этому вопросу постоянно подвергается общественной обструкции.

Почему же, в таком разе, говорит Белова, не отказаться вообще от ФИО. Как при уходе в монастырь?
Эта мысль приводит ее к выводу о том, что брак был для женщины некоторой формой инициации, 
полностью менявшей жизнь и растворявшей ее в "родовом имени" супруга.      

Что же реально должно происходить с человеком, сменившим имя? Меняется все. Потому что имя 
определяет внешность человека. Конечно, речь идет не о банально понимаемой нумерологии, а о 
действительно существующем психолингвическом эффекте переименования. Он у всех проявляется по-
разному, в различной степени, но факт остается фактом – изменения происходят, в том числе и во 
внешности, и в психике, и в состоянии здоровья, и их надо стараться просчитать заранее. Отсюда, частично, 
и происходят постоянные сетования мужчин – мол, "женишься на прекрасной девушке, получаешь злую 
сварливую жену".

Конечно, есть огромный слой прекрасных дам, которые считают единственным осмысленным поступком 
своей жизни замужество и последующую утрату себя, но Белова с этим мириться не желает. Она убеждена, 
что в наше время "растворение в семье" достаточно бессмысленное предприятие, тем более, что 90% 
мужчин и женщин плевать хотели на взаимные семейные обязанности. Поэтому было бы честнее признать, 
что в большинстве случаев "семья-инициация" не получается. Помимо этого, фамилия есть своего рода 
торговая марка. И успех в жизни, сделанный под своей "маркой", часто более заметен, чем  под "маркой" 
мужа. Белова посвящает свою книгу примерам расхождения фамилий мужа и жены – и все они, в общем, 
свидетельствуют в защиту ее позиции. Самый яркий пример – мы все до сих пор говорим Натали Гончарова, 
а не Натали Пушкина (а почему, собственно). Половина опрошенных на улице крупного российского города 
не смогла назвать фамилии Екатерины II, а остальные долго чесали затылки, пока вспомнили (!). 
Заканчивается книга известным анекдотом про старичка Крупского. Основной вывод – смене фамилий в 
браке нужно придать рациональность и делать это только в том случае, если такая смена приводит к 
полезным результатам.

M-me Белову нам удалось пригласить на посиделки в "РУ", где ее позиция еще более прояснилась и в чем-то 
даже показалась нам уязвимой. Тем не менее, у книги есть все возможности стать феминистическим 
бестселлером. При определенной подаче, конечно.

В ходе беседы, в частности, г-жа Белова сообщила о другой книге, уже не своей  – а какого-то 
кустарного минского психолога, которая называется "Гомеопатический метод лечения ожирения". 
Сочинение посмешило основным содержанием: на протяжении 200 страниц проводится мысль, что 
существует хорошо зарекомендовавший себя простой метод – есть можно все, но в  очень небольших 
количествах .       

И еще одно сочинение, попавшее к нам в руки –  литовский детективный роман , явно написанный 
на основе отрецензированной нами в прошлый раз книги Г.Уайта "Конец мира по Дарвину". Некто Тадас 
Красаускас сочинил навороченный детектив "Души зверей (Gyvuliu sielos)", где на фоне вполне банального 
сюжета типа "полицейские и наркоторговцы" вдруг возникает загадочная идея относительно метемпсихоза. 
Один из страдальцев-наркоманов впадает в некий транс и видит мир в совершенно ином ракурсе. Ему вдруг 
открывается замысел верховного демиурга: существует ограниченное количество душ, которые могут 
принадлежать всем живым существам и совершенно случайным образом распределяются в мире. Таким 
образом, кот в результате очередной лотереи может получить душу папы римского и наоборот. Предсказать 
что-либо невозможно, и – тем не менее, есть души изначально нечеловеческие, принципиально животные и 
так далее. В результате герою мир видится погоней мыши и бобра (полицейские) за совой, белкой, 
католическим монахом и собакой-таксой. Все это происходит на фоне массового избрания крыс в 
парламент. Шизофрения Джошуа (так зовут героя) становится навязчивой, и в конце концов он сам погибает 
под пулями очередных спецназовцев, немедленно переселяясь в слепого котенка, который только что 
родился. Последние главы посвящены жизни котов и их "тайным историям" – мол, коты в эпоху своего 
могущества специально вывели новую породу животных, которые теперь называются людьми. Тайная 
история котов сводится к тому, что люди существуют только для того, чтобы ухаживать за избранной 
кошачьей расой.

Ну, и как все это прикажете понимать? 
   

(с) Вэл ЭСКИЗОВ