Данила Самсонович Шустрецов-Подхолиженский (Гуссман). Достоевский как 
тайный психотерапевт. Москва, Лира, 1999, 800 с.

Не стоило бы, вероятно, вообще касаться этой темы, поскольку анализ идей сумасшедших 
не входит в наши библиографические задачи. Однако сия книга хорошо характеризует состояние 
дел в российском литературоведении. Один из близких к идеям "РУЪ" российских авторов, 
Константин Крылов, уже написал великолепную пародию на структурно-лингвистические 
исследования под названием "Всенародный Культ П..ца". В данном же случае речь идет не о 
пародии, а о "великом исследовании" с претензией на Нобеля.

Данила Самсоныч всем хорошо известен, как ученик Лотмана, Мелетинского и Бахтина, 
неоднократно публиковавшийся в западных структуралистских журналах. В 70-е гг. он упорно вел 
борьбу с репрессивной психиатрией, за что неоднократно подвергался помещению в советскую 
психтюрьму. Там, видимо, он слегка съехал мозгами на этой теме как таковой и стал 
анализировать русскую литературу с точки зрения учебника по судебной психиатрии.

Такому анализу у Данилы Самсоныча подвергались Пушкин, Чехов и Солженицын, в 
результате чего их психодиагнозы были точно установлены. Но не в этом суть.
К Достоевскому же Самсоныч подошел весьма просто. Он кажется ему более великим 
писателем, нежели остальные авторы-психи. Федора Михайловича наш герой считает великим 
психотерапевтом и даже репрессивным психиатром, начальником русской литературной 
психтюрьмы.

Как известно, пишет Самсоныч, кретинизм имеет три стадии: дебильность, имбецильность 
и идиотию. У Достоевского есть роман "Идиот", где речь идет именно об идиоте. Следовательно 
(какая экспрессия и логика!), считает филолог, Ф.М. был тайным психотерапевтом и психиатром, 
который излагал свои научные идеи таким сложным литературным языком из-за того, что царская 
цензура преследовала любую положительную науку.

Проделав тяжелейшую черновую архивную работу, Самсоныч восстановил истинные 
намерения деда Федора. На его взгляд, Достоевский писал трилогию "Кретины", в которую 
входили романы "Идиот", "Дебил" и "Имбецил". К сожалению, этому намерению сбыться не 
удалось, ибо царский режим разгадал планы автора и не дал ему назвать другие свои романы 
правильными названиями. 

Осталось лишь установить, какие романы должны вернуть себе неподцензурные титулы. 
По мнению Самсоныча Гуссмана, "Идиот" – это роман о князе Мышкине, "Дебил" – 
"Преступление и наказание", "Имбецил" – "Подросток". Кроме того, планировалась одна общая 
дилогия под названием "Кретины, особый случай" (впоследствии по цензурным соображениям 
названная "Братья Карамазовы"). Перу Достоевского принадлежат  монография "Тяжелый случай 
клинического невроза" (в цензурном варианте "Игрок"), врачебные заметки о паранойе ("Зимние 
заметки о летних впечатлениях"), исследование классического случая маниакально-депрессивного 
психоза ("Записки из подполья") и ряд других научных работ, в частности, великолепная книга 
"Заметки практикующего психиатра" ("Дневник писателя").

Таким образом, книги Достоевского следует считать научными работами о психиатрии, где 
автор, опередив свое время, сделал массу открытий, обрисовал основные методы диагностики и 
лечения и разработал несколько собственных оригинальных концепций.
Гуссман заканчивает бодро и смело: "Что же за общество окружало Достоевского? Что же 
это за загадочный режим, упорно подавляющий психиатрические исследования? ... Итак, нет 
никаких сомнений, что Россией в 18-19 вв. правили в основном шизофреники, тайный орден 
шизофреников, который имел своих представителей на всех уровнях власти, всем руководил и обо 
всем знал. Это были шизофреники, осознавшие свое заболевание и специально культивировавшие 
его. Последующая революция, таким образом, стала закономерным результатом подобного 
государственного опыта.... Интерес коммунистов к репрессивной психиатрии черпает корни в 
этом опыте правления психов. Не допустить психов к власти – вот цель, которую ставит себе 
ВКП(б) после 1934 г. Все остальное - комментарии".

Книга получила положительные отзывы ряда российских авторов и представлена на 
премию "Букер Тов".

(с) Вэл Эскизов