26 августа 2000 года Литературно-философская группа 
“Бастион”, ЗАО “Мануфактура”, сетевой журнал “Русскiй 
Удодъ” и МЦОС ЮНЕСКО, при поддержке государственного 
выставочного зала “Галерея Нагорная” впервые провели Чтения 
памяти Аркадия Натановича Стругацкого.

Историк и критик Глеб Елисеев выступил с докладом 
“Творчество братьев Стругацких и кризис советского мировоззрения”. Вкратце, 
содержание доклада сводится к следующему: 
“...У братьев Стругацких оказалась удивительно удачная творческая 
судьба, если рассматривать ее в рамках взаимодействия их творчества и 
бессознательного советского народа. Они постоянно совпадали и, по мере того, 
как “омрачалась” коллективная душа жителей СССР, мрачнело и творчество 
братьев Стругацких.
Их произведения значимы не только в художественном плане, но и в 
плане философско-социальным... Братья Стругацкие в большей степени, чем все 
другие писатели ХХ века, отразили величайший кризис нашего времени – крах 
сознательного и подсознательного убеждения в том, что “человек – существо 
рациональное, изначально моральное и способное к самоорганизации”. 
На этом убеждении, восходящем еще к просвещенческим 
представлениям о “естественном человеке”, взросла “позитивная наука 19 в.” и 
гигантские коммунистические утопии 20-го.
Стругацкие, как и все люди советского общества, изначально верившие в 
постулат о возможности общества “идеальных людей”, в своих книгах отразили 
сначала кризис, а затем уже и начавшийся распад этой веры... 
В начале “перестройки” Стругацкие, неожиданно для миллионов своих 
почитателей, утратили свои способности медиумов, необыкновенно 
чувствительных к советскому коллективному бессрзнательному. Их якобы 
“творческий кризис 80-х”, о котором нередко пишут исследователи творчества 
Аркадия Натановича и Бориса Натановича, был обусловлен именно начавшимся 
распадом единого слоя коллективного бессознательного советского человека. 
Того слоя, который и позволял существовать советской цивилизации.
Ведь творчество Стругакцих было, безусловно, порождением этой и 
только этой цивилизации. Цивилизации, в массовом сознании которой был 
заложен разрыв между внешней, наигранной и обязательной уверенностью в 
развитии мира по пути прогресса и совершенствования и внутренней 
подсознательной тоской, обусловленной глубинной неприязнью к самому 
советскому существованию, порожденному катастрофой и, казалось, 
обреченному погибнуть в катастрофе. 
Советский человек не мог смириться с подобной раздвоенностью, как 
никто не может смириться со своей болезнью. Он искал пути спасения от 
надвигающегося социального катаклизма и не находил их. И следы этих 
поисков отразились в лучших книгах советской эпохи, к которым без всякого 
сомнения относятся и книги братьев Стругацких. 
Но в новых условиях, в условиях катастрофы начавшейся советская 
литература существовать не могла. И книги тех же Стругацких времен 
“перестройки” в сущности имеют большее отношение к российской НФ, чем к 
советской. Они не говорят о возможном предотвращении катастрофы, а 
описывают различные сценарии катастрофы состоявшейся. Но эти версии, 
убедительные для одних, казались бредом для других и, в любом случае, 
привычного духовного влияния и напряжения не возникало.
Читатели на глазах теряли веру в магическую функцию литературы...
Я целиком согласен с мнением, которое в нашей критике четче всего 
высказал Вячеслав Рыбаков – о том, что НФ – это скрыторелигиозная 
литература для нерелигиозных людей. Вернее людей, считающих себя 
нерелигиозными, но нуждающихся в подсознательных знаниях о сверхмире, 
которые в традиционном обществе дает литература религиозная.
Эта функция фантастики  присуща самому жанру. Но вот у советской 
литературе, и особенно советской НФ, была и еще одна характерная черта. 
Вернее эту черту ей неосознанно предписывали читатели. Это – магическая 
способность, вследствие подразумеваемой мощи зафиксированного слова, 
предотвращать неприятности (или, напротив, вызывать благие события).
Читатели наделяли Стругацких (да и любых других фантастов) 
подобными силами. Катастрофа начала 90-х наглядно показала, что у наших 
писателей (да и не у каких писателей) таких способностей нет. И вера в магизм 
литературы рухнула. 
Отсюда происходит и нынешнее отношение к НФ-литературе. Для 
большинства теперь это не более чем разновидность развлекательного чтения, 
способ убить время при поездке в метро или на электричке. Сомневаюсь, чтобы 
кому-нибудь из современных российских фантастов удалось бы достичь 
всеобщей популярности Стругацких.
Нет, не потому что не хватит дара, а потому что изменились условия. 
Братья Стругацкие навсегда остались там, в советской эпохи, в эпохе 
магического творчества над словом. И их книги всегда будут нести на себе 
неуловимый отпечаток воли и бессознательных побуждений миллионов 
читателей, которые авторы сумели преобразить и воплотить в образы. Тот 
отпечаток, который придает им грозное и необъяснимое обаяние старинных 
книг заклинаний, при помощи которых можно было низводить огонь на землю 
или прекращать потопы”. (Использована стенограмма)
С аналитическим сообщением, посвященным судьбе научной фантастики 
в ближайшем будущем и сравнительному анализу НФ-литературы в России и 
англоязычных странах, выступил критик Александр Ройфе. 
Завершило Чтения выступление известного критика и литературоведа 
Вл. Гакова, поделившегося воспоминаниями об Аркадии Натановиче 
Стругацком.

В зале присутствовали известные писатели-фантасты Э. Геворкян, О. 
Дивов, А. Громов, К. Еськов, В. Ильин; критики Вл. Гаков, А. Ройфе, Д. 
Володихин, Е. Харитонов, Д. Байкалов, А. Синицын,  Г. Елисеев; историк О. 
Елисеева, философы и публицисты С. Кизюков, Е. Холомгоров, этнолог С. 
Лурье, главный редактор журнала “Если” А. Шалганов, а также другие видные 
представители культуры и науки. На Чтения прибыли представители Союза 
писателей и Союза журналистов Москвы, издательств “АСТ”, “Мануфактура” и 
“Центрполиграф”, газет “Книжное обозрение”, “Вечерняя Москва”, 
“Комсомольская правда”, журналов “Если”, “Русское Средневековье”, “Эпоха”, 
сетевых органов “Русскiй Удодъ” (udod.traditio.ru) и “Русская фантастика” 
(rusf.ru), радиостанции “Маяк” и канала ЦТ “Культура”.

Вел чтения Эдуард Геворкян.


После краткого перерыва прошла церемония первого награждения 
профессиональной премией критиков-фантастоведов 
“Филигрань”. Учредителями премии стали журнал “Если”, 
ЗАО “Мануфактура”, сетевой журнала “Русскiй Удодъ”, 
исторический журнал “Русское Средневековье” и МЦОС 
ЮНЕСКО. В подготовке проекта премии активное участие приняли члены 
ЛФГ “Бастион”.
Перед награждением выступили члены оргкомитета: критик 
Д.Володихин, главный редактор журнала “Если” А.Шалганов, 
издатель сетевого журнала “Русскiй Удодъ” 
С.Кизюков.
	Состав жюри премии “Филигрань”: 
Мария Галина
Дмитрий Байкалов
Дмитрий Володихин
Вячеслав Гончаров
Глеб Елисеев
Сергей Переслегин
Александр Ройфе
Андрей Синицын
Евгений Харитонов

Премия присуждается по единственному критерию – литературное 
мастерство.

Премия “Малая Филигрань – 2000” присуждена Александру 
Громову за роман “Шаг влево, шаг вправо” (1999).
Премия “Большая Филигрань -- 2000” присуждена Эдуарду 
Геворкяну за роман “Темная гора” (1999).

Профессиональную премию критиков-фантастоведов “Филигрань” 
планируется сделать ежегодной. Положение о премии выставлено на сайте 
“Русская фантастика” (rusf.ru) и приводится ниже.

Вел церемонию награждения Д. Володихин.

Положение о литературной премии “Филигрань”

1. Литературная премия “Филигрань” учреждена в 2000 г. журналом “Если”, 
издательством ЗАО “Мануфактура”, сетевым журналом “Русскiй Удодъ” и 
МЦОС ЮНЕСКО.

2. “Филигрань” вручается ежегодно за фантастическое произведение на русском 
языке, изданное на территории РФ в предыдущем году, по единственному 
критерию: за литературное совершенство.

3. В рамках “Филиграни” выделяются два приза: “Большая Филигрань” и 
“Малая Филигрань”. По решению оргкомитета они могут быть вручены либо 
двум произведениям крупной формы, набравшим наибольшее количество 
голосов жюри, либо одному произведению крупной (“Большая Филигрань”) и 
одному произведению средней (“Малая Филигрань”) формы.

4. Жюри состоит из критиков и литературоведов в области фантастоведения 
числом не менее 9 и не более 13 человек. В обязательном порядке должны быть 
представлены разные города России. Состав жюри определяется Оргкомитетом. 
В день вручения призов состав жюри публично оглашается.

5. Порядок голосования следующий: член жюри называет в порядке убывания 
три фантастических произведения (или же три произведения крупной формы и 
три -- средней). Первое из них получает 3 очка, второе - 2, последнее - 1. 
Победителями становятся произведения, набравшие наибольшее количество 
очков.