26 августа 2000 года Литературно-философская группа “Бастион”, ЗАО “Мануфактура”, сетевой журнал “Русскiй Удодъ” и МЦОС ЮНЕСКО, при поддержке государственного выставочного зала “Галерея Нагорная” впервые провели Чтения памяти Аркадия Натановича Стругацкого. Историк и критик Глеб Елисеев выступил с докладом “Творчество братьев Стругацких и кризис советского мировоззрения”. Вкратце, содержание доклада сводится к следующему: “...У братьев Стругацких оказалась удивительно удачная творческая судьба, если рассматривать ее в рамках взаимодействия их творчества и бессознательного советского народа. Они постоянно совпадали и, по мере того, как “омрачалась” коллективная душа жителей СССР, мрачнело и творчество братьев Стругацких. Их произведения значимы не только в художественном плане, но и в плане философско-социальным... Братья Стругацкие в большей степени, чем все другие писатели ХХ века, отразили величайший кризис нашего времени – крах сознательного и подсознательного убеждения в том, что “человек – существо рациональное, изначально моральное и способное к самоорганизации”. На этом убеждении, восходящем еще к просвещенческим представлениям о “естественном человеке”, взросла “позитивная наука 19 в.” и гигантские коммунистические утопии 20-го. Стругацкие, как и все люди советского общества, изначально верившие в постулат о возможности общества “идеальных людей”, в своих книгах отразили сначала кризис, а затем уже и начавшийся распад этой веры... В начале “перестройки” Стругацкие, неожиданно для миллионов своих почитателей, утратили свои способности медиумов, необыкновенно чувствительных к советскому коллективному бессрзнательному. Их якобы “творческий кризис 80-х”, о котором нередко пишут исследователи творчества Аркадия Натановича и Бориса Натановича, был обусловлен именно начавшимся распадом единого слоя коллективного бессознательного советского человека. Того слоя, который и позволял существовать советской цивилизации. Ведь творчество Стругакцих было, безусловно, порождением этой и только этой цивилизации. Цивилизации, в массовом сознании которой был заложен разрыв между внешней, наигранной и обязательной уверенностью в развитии мира по пути прогресса и совершенствования и внутренней подсознательной тоской, обусловленной глубинной неприязнью к самому советскому существованию, порожденному катастрофой и, казалось, обреченному погибнуть в катастрофе. Советский человек не мог смириться с подобной раздвоенностью, как никто не может смириться со своей болезнью. Он искал пути спасения от надвигающегося социального катаклизма и не находил их. И следы этих поисков отразились в лучших книгах советской эпохи, к которым без всякого сомнения относятся и книги братьев Стругацких. Но в новых условиях, в условиях катастрофы начавшейся советская литература существовать не могла. И книги тех же Стругацких времен “перестройки” в сущности имеют большее отношение к российской НФ, чем к советской. Они не говорят о возможном предотвращении катастрофы, а описывают различные сценарии катастрофы состоявшейся. Но эти версии, убедительные для одних, казались бредом для других и, в любом случае, привычного духовного влияния и напряжения не возникало. Читатели на глазах теряли веру в магическую функцию литературы... Я целиком согласен с мнением, которое в нашей критике четче всего высказал Вячеслав Рыбаков – о том, что НФ – это скрыторелигиозная литература для нерелигиозных людей. Вернее людей, считающих себя нерелигиозными, но нуждающихся в подсознательных знаниях о сверхмире, которые в традиционном обществе дает литература религиозная. Эта функция фантастики присуща самому жанру. Но вот у советской литературе, и особенно советской НФ, была и еще одна характерная черта. Вернее эту черту ей неосознанно предписывали читатели. Это – магическая способность, вследствие подразумеваемой мощи зафиксированного слова, предотвращать неприятности (или, напротив, вызывать благие события). Читатели наделяли Стругацких (да и любых других фантастов) подобными силами. Катастрофа начала 90-х наглядно показала, что у наших писателей (да и не у каких писателей) таких способностей нет. И вера в магизм литературы рухнула. Отсюда происходит и нынешнее отношение к НФ-литературе. Для большинства теперь это не более чем разновидность развлекательного чтения, способ убить время при поездке в метро или на электричке. Сомневаюсь, чтобы кому-нибудь из современных российских фантастов удалось бы достичь всеобщей популярности Стругацких. Нет, не потому что не хватит дара, а потому что изменились условия. Братья Стругацкие навсегда остались там, в советской эпохи, в эпохе магического творчества над словом. И их книги всегда будут нести на себе неуловимый отпечаток воли и бессознательных побуждений миллионов читателей, которые авторы сумели преобразить и воплотить в образы. Тот отпечаток, который придает им грозное и необъяснимое обаяние старинных книг заклинаний, при помощи которых можно было низводить огонь на землю или прекращать потопы”. (Использована стенограмма) С аналитическим сообщением, посвященным судьбе научной фантастики в ближайшем будущем и сравнительному анализу НФ-литературы в России и англоязычных странах, выступил критик Александр Ройфе. Завершило Чтения выступление известного критика и литературоведа Вл. Гакова, поделившегося воспоминаниями об Аркадии Натановиче Стругацком. В зале присутствовали известные писатели-фантасты Э. Геворкян, О. Дивов, А. Громов, К. Еськов, В. Ильин; критики Вл. Гаков, А. Ройфе, Д. Володихин, Е. Харитонов, Д. Байкалов, А. Синицын, Г. Елисеев; историк О. Елисеева, философы и публицисты С. Кизюков, Е. Холомгоров, этнолог С. Лурье, главный редактор журнала “Если” А. Шалганов, а также другие видные представители культуры и науки. На Чтения прибыли представители Союза писателей и Союза журналистов Москвы, издательств “АСТ”, “Мануфактура” и “Центрполиграф”, газет “Книжное обозрение”, “Вечерняя Москва”, “Комсомольская правда”, журналов “Если”, “Русское Средневековье”, “Эпоха”, сетевых органов “Русскiй Удодъ” (udod.traditio.ru) и “Русская фантастика” (rusf.ru), радиостанции “Маяк” и канала ЦТ “Культура”. Вел чтения Эдуард Геворкян. После краткого перерыва прошла церемония первого награждения профессиональной премией критиков-фантастоведов “Филигрань”. Учредителями премии стали журнал “Если”, ЗАО “Мануфактура”, сетевой журнала “Русскiй Удодъ”, исторический журнал “Русское Средневековье” и МЦОС ЮНЕСКО. В подготовке проекта премии активное участие приняли члены ЛФГ “Бастион”. Перед награждением выступили члены оргкомитета: критик Д.Володихин, главный редактор журнала “Если” А.Шалганов, издатель сетевого журнала “Русскiй Удодъ” С.Кизюков. Состав жюри премии “Филигрань”: Мария Галина Дмитрий Байкалов Дмитрий Володихин Вячеслав Гончаров Глеб Елисеев Сергей Переслегин Александр Ройфе Андрей Синицын Евгений Харитонов Премия присуждается по единственному критерию – литературное мастерство. Премия “Малая Филигрань – 2000” присуждена Александру Громову за роман “Шаг влево, шаг вправо” (1999). Премия “Большая Филигрань -- 2000” присуждена Эдуарду Геворкяну за роман “Темная гора” (1999). Профессиональную премию критиков-фантастоведов “Филигрань” планируется сделать ежегодной. Положение о премии выставлено на сайте “Русская фантастика” (rusf.ru) и приводится ниже. Вел церемонию награждения Д. Володихин. Положение о литературной премии “Филигрань” 1. Литературная премия “Филигрань” учреждена в 2000 г. журналом “Если”, издательством ЗАО “Мануфактура”, сетевым журналом “Русскiй Удодъ” и МЦОС ЮНЕСКО. 2. “Филигрань” вручается ежегодно за фантастическое произведение на русском языке, изданное на территории РФ в предыдущем году, по единственному критерию: за литературное совершенство. 3. В рамках “Филиграни” выделяются два приза: “Большая Филигрань” и “Малая Филигрань”. По решению оргкомитета они могут быть вручены либо двум произведениям крупной формы, набравшим наибольшее количество голосов жюри, либо одному произведению крупной (“Большая Филигрань”) и одному произведению средней (“Малая Филигрань”) формы. 4. Жюри состоит из критиков и литературоведов в области фантастоведения числом не менее 9 и не более 13 человек. В обязательном порядке должны быть представлены разные города России. Состав жюри определяется Оргкомитетом. В день вручения призов состав жюри публично оглашается. 5. Порядок голосования следующий: член жюри называет в порядке убывания три фантастических произведения (или же три произведения крупной формы и три -- средней). Первое из них получает 3 очка, второе - 2, последнее - 1. Победителями становятся произведения, набравшие наибольшее количество очков.