Примечание к публикации. Это письмо было мной получено от небезызвестного некоторым из нас В.Деренталя еще в начале 1999 г. Тогда я не очень понимал, что с ним делать, хотя, конечно, столь определенный взгляд на веши показался мне интересным (и неприемлемым). Сейчас я думаю немного по- другому, да и наша переписка с г-ном Дж.Арбутнотом все это время развивалась – я даже упоминал это письмо в лекции "Кризис христианства". Конечно, это не "вклад в еврейскую полемику", а, скорее, формально-логический ответ на мое "Разбитое зеркало". Такой ответ, насколько я теперь понимаю, напрашивался. В связи с чем я, как противник любых темных пятен и недоговоренностей в теме "разбитого зеркала", публикую весьма характерное письмо эмигранта из России г-на Арбутнота.Э.Дацевич
Дорогой друг и учитель! Не так давно я посетил США, в состав нашей военной делегации, и во время командировки, естественно, общался со множеством наших единоплеменников из американской диаспоры. При личной встрече я расскажу о своем путешествии поподробнее, а пока пользуюсь случайной оказией и пересылаю письмо одного американского слависта, которое он просил передать вам. Как мне кажется, оно заслуживает определенного внимания, как выражение умонастроений, характерных для части современных евреев. (Для меня лично подобные умонастроения стали открытием).В. Деренталь. 08.05.99.
Дорогой коллега! Я, в силу специфики своих занятий, стараюсь следить за всеми публикациями по истории русской культуры, особенно за теми, что появляются на нашей «исторической Родине». (Надеюсь, я правильно употребил этот «советизм»). Поэтому я был очень рад получить от нашего общего знакомого г-на В. Деренталя экземпляр ваших лекций по спецкурсу «Основы русской культуры». С многими вашими оценками я согласен и особенно меня подкупает в общем-то традиционная, но уж очень изящно обыгранная вами идея «особой миссии» еврейства. Я также рад, что вы не рассматриваете эту миссию в столь тупом и смехотворном виде, как это делают наши «правые». Дескать, придет Машиах и заставит всех «гоев» служить «народу Израилеву». Даже такая бездарная вещь, как история человечества, не заслуживает столь карикатурного финала. Вы же, насколько я понял, видите нашу миссию скорее в скрытом «служении» гойским народам. Причем в служении искреннем, в стоянии, так сказать, «над пропастью во ржи». (Вы еще не забыли Селлинджера?) И здесь я с вами абсолютно согласен. Но я не понимаю вашего выбора и вашего добровольного самоограничения. Зачем нам русские, если у нас есть целый мир? И есть народ, который мы растили веками и который теперь поможет нам пасти другие народы. Почему мы должны отказываться от нашей привязанности к американцам, наиболее близким к нам, современным евреям, ради русских дикарей, столь же далеких от нас, как какие-нибудь бирманцы или тибетцы? Я не спрашиваю: откуда у вас такая привязанность к бессмысленному русскому народу. Здесь как раз все понятно – нельзя прожить столько лет в какой-либо, даже самой мрачной стране, чтобы не преисполниться к ней добрыми чувствами и не понабраться иллюзий. Но я спрашиваю: почему? Почему эти иллюзии не выветрились у вас за столько лет жизни в свободном мире? Конечно, государство Израиль с его оккупированными территориями, арабскими вопросом и выходцами из СССР, составляющими четверть населения – не лучший пример демократической страны. Но попытайтесь расширить кругозор. Приезжайте к нам, в США и ваши русофильские иллюзии разобьются вдребезги. Вспомните христианскую притчу о блудном сыне. Ведь отец все-таки не бегал за сыном-пьяницей и тунеядцем. Он только принял его тогда, когда тот вздумал покаяться и прийти к нему. А большинство благодеяний в жизни отец все же оказывал старшему сыну, послушному и верному, трудившемуся в том же винограднике и ухаживавшему за теми же стадами. Так что же, неужели мы должны оттолкнуть наших духовных детей – американцев и лелеять бесплодную мечту о русско-еврейском союзе? Разве не мог ошибаться даже великий рав Таниа, о котором вы вспоминаете в своей лекции? А может быть прав был другой ученик Великого Маггида – равви Шеломо из Карлина, всю жизнь молившийся за врагов России? Неужели нас ничему не научил ХХ век? В этом столетии народ Израилев возглавил Русь. И что же получилось? Да ничего не получилось. Убожество и в духовном, и в культурном, и в экономическом, и даже в военном плане... Нынешние русские развалины – закономерный результат нашего еврейского владычества в стране, самим Б-гом неприспособленной для этого. Вы осознаете это и проговариваетесь даже в своей лекции, говоря о ничтожестве русской литературы ХХ в. Да, но кто был главным творцом этой литературы, если не мы, народ Израилев? Процент евреев в русской словесности 19 в., времен Пушкина или Достоевского, пренебрежимо мал, он фактически не существует, по сравнению с числом евреев в литературе советской. Один из двух романов, называемых вами в качестве лучших образцов советской эпохи, создан евреями. Из пяти русских писателей ХХ в., получивших Нобелевскую премию, - два (Пастернак и Бродский) - евреи. (И ни тому, ни другому я бы этой премии не присудил). Русско-еврейский синтез ничего не дал. И не даст. А еврейско-американский синтез дал миру величайшую державу, образец для всех остальных стран мира; идеальную экономику; культуру, основанную на традициях реформаторского иудаизма. Мы стояли у колыбели современных США, потому что пуритане-янки вдохновлялись примером Древнего Израиля и их любимым разделом в Библии была именно Тора. Мы медленно, но уверенно направляли рост этой страны, занимая командные высоты в экономике. Лучшие из нас были советниками американских политиков и их советы обеспечили торжество Америки. И, наконец, мы пришли в американскую культуру и сделали ее ведущей в ХХ веке. Но сделать это нам удалось только путем отказа от того карикатурного, средневекового еврейства, столь милого сердцу наших «правых». От темного иудаизма с его «Зогаром», лурианской каббалой и нечесаными пейсами. Мы, словно соль, растворились в воде США, но сделали эту воду соленой. Не об этом ли мечтал Иисус и его апостолы? Но тогда их мечта не могла исполниться. Слишком темны и дики были наши предки, слишком крепко держались они за свои предрассудки. И христианство досталось «гоям»... Но теперь настало наше время. И действительно не будет отныне «ни эллина, ни иудея». Но, будет как обещал нам пророк Ишая: «Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленах ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме». Все это будет в новой цивилизации, которую мы созидаем. Только эта задача и может быть достойной нашего великого Народа. Сам я искренне верю в то, что Машиах уже приходил в мир и считаю преступлением упрямство наших ортодоксов, дожидающихся иного Мессии, кроме Иисуса. Но также искренне я считаю, что весь двухтысячелетний путь и христианства, и иудаизма был ошибкой. Но этот ошибочный путь все равно вел к цели, предусмотренной самим Б-гом. Изначальная ошибка была оправдана и искуплена возникновением и торжеством современной цивилизации. Мы должны раствориться в этой цивилизации, стать ее незримыми опорами, как те тридцать шесть праведников, «удерживающих» мир в старой хасидской легенде. Но прежде пусть сгинет вся эта каббалистическая шелуха, наросшая за сотни лет «ошибки», а вера наша станет простой и безгласной, как была у отца нашего Авраама. Растопчем же словесный сор, заслоняющий от нас живого Г-да, как это уже сделали западные христиане! И совершив это, станем Истинными детьми Истинного Б-га. И будем поклоняться ему в молчании.С уважением
Дж. А. Арбутнот, D.Ph., профессор русской литературы,
председатель регионального отделения общ-ва «Евреи за Иисуса» (г. Детройт)