АЛЬТЕРНАТИВА: ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея этого номера родилась у нас как-то в самом начале осени. Спонтанно, на ходу, а то, может, и вовсе - с большого бодуна. Мы некоторое время ее иронически обдумывали. Однако в конце концов оказалось, что она в самом деле что-то такое очень важное в нас задевает. И мы решили посвятить весь номер разработке понятия "альтернатива".

Ведь действительно – кто из нас не жалел о том, что "жизнь прожита не так", что "если бы я тогда пошел налево (направо), этого бы не случилось" и о прочих подобных вещах. Вообще, существует ли альтернатива? Есть ли у человека (и шире – у человечества) хоть какой-то выбор? Или мы лишь идем по заранее заданной колее, думая при этом, что есть какие-то иные пути?

В сущности, вопрос об альтернативе сводится к банальной проблеме: существует ли историческая свобода?

В своё время (кстати, еще в советские годы) мне попалась интересная книжка по логике, в которой автор разбирал интересный вопрос: всеведуще ли Божество (там он это как-то по-другому называл, но всё было понятно), и если да, то совместимо ли это с понятием свободы воли? Приходил он к странному выводу: если Высшая Сила всеведуща, то свободы нет. Но тогда человек не отвечает за свои поступки и может творить всё, что угодно. Следовательно, Бог не всеведущ. Точнее, писал автор, Бог знает очень много, почти все. Но есть область, от которой он по благости своей удалился, предоставив ей возможность быть вне его ведения.

Это – область человеческой свободы.

Конечно, писал автор, Бог не совсем уж окончательно удалился отсюда. Он задал человечеству, оказавшемуся в такой своеобразной "пробирке", некоторые, так сказать, контрольные точки. Которых оно может достичь, а может – и не добраться до них никогда. Проблема человека и человечества вообще состоит в том, чтобы правильно понять свою задачу и ее исполнить (или не исполнить – возможно, задача состоит как раз в этом).

Такова была главная идея (потом я узнал, что это сродни каббалистической доктрине "цимцум", но, как известно, все идеи всегда повторяются).

Жизнь очень скоро поставила нас лицом к лицу с совершенно новой действительностью. Советский период русской истории кончился неожиданно и мгновенно, началось что-то совершенно новое. И все эти долгие и жуткие десять лет мы занимались, в сущности, одним – искали альтернативу реальности, которая пришла в 1991-92 гг.

Сейчас еще трудно подвести итоги, сделать какой-то окончательный вывод. Ясно одно – наша реальность представляет собой продукт представлений большинства населения. Альтернатива же – то, что пока существует в представлениях "подполья", "узких интеллектуальных ниш", отдельных людей. Поскольку альтернатив много, ни одна из них не набирает максимального количества приверженцев, и поэтому не осуществляется.

Судя по всему, выхода из реальности, которая нас не устраивает, может быть только два: либо альтернатива должна приобрести тотальный характер, захватить всех путем интеллектуальной экспансии и осуществиться, став реальностью; либо человек, недовольный тем, "что есть здесь и сейчас", должен полностью уйти в свою личную альтернативную жизнь, воспринимая реальность лишь как необходимое условие существование, как полотно экрана, на котором демонстрируется его собственный фильм.

В любом случае, умение работать с альтернативами – одно из самых необходимых сегодня.

Мы в "РУ" все эти три года пытались идти вторым путем. Мы пробовали переписать реальность так, как нам это нравится. Отчасти нам это удалось. Странным образом, жизнь на рубеже веков вдруг стала несколько более осмысленной. Той "слепящей пустоты", которая царила в начале и середине 90-х, больше нет. У нас появились свободные пространства, стало чуть-чуть легче дышать.

Смешно приписывать это достижение себе. Но размышление над статьями, попавшими в этот номер, навело нас на мысль, что способность обнаруживать и направлять альтернативы – своего рода высшая магия бытия.

Итак, 18-й номер "РУ" посвящен альтернативам, а также своего рода "изучению" того, чего не хватает нашей реальности. Естественно, в первую очередь речь пойдет о словесных, знаковых описаниях реальности, так как для многих из нас (и уж по крайней мере, для меня) помимо них ничего не существует.

Нам кажется, что этот номер идеален в отношении некоторых форм "интеллектуального озарения", и ничего подобного мы раньше не делали. Его материалы связаны очень тонкой, но при этом весьма прочной нитью.

Найти эту нить и оценить ее качества мы предоставляем читателю.

Вадим Нифонтов, ноябрь 2002 г.